Найти тему

ФЕНОМЕН ВОЛОНТЕ'

9 апреля 1933 г. родился легендарный актер театра и кино ДЖАН МАРИЯ ВОЛОНТЕ' (1933-1994).

Джан Мария Волонте
Джан Мария Волонте

Этого актера, создавшего многоликую галерею героев нашего времени — Героев с большой буквы и «героев» в кавычках, часто называют загадкой, «сфинксом» итальянского кино. Не только за его фе­номенальную способность к перевоплоще­нию, широкий диапазон ролей — от героических и трагических до сатирических и гротесковых, — но и потому, что сам — на небосклоне западного кино яркая кино­звезда — он опровергает систему кино­звезд, решительно отказывается — так, как до него поступала только великая Анна Маньяни, — сниматься в ролях и фильмах, которые не соответствуют его идейным и художественным взглядам.

актер Джан Мария Волонте
актер Джан Мария Волонте

Режиссер Джузеппе Монтальдо назвал Волонте самым ценным капиталом итальянского кино. Многие критики называют его совестью итальянского кино. И это несомненно так. Но назовем Джана Мария Волонте еще и надеждой итальянского кино — талант, темперамент, идейная убежденность и по­следовательность таких больших мастеров, как он, несмотря на все трудности и пре­поны, не дадут угаснуть развивающемуся в лоне киноискусства Италии прогрессивному направлению — такому, каким был некогда неореализм, а ныне — политический кинема­тограф.

надежда и совесть итальянского кинематографа
надежда и совесть итальянского кинематографа

Джан Мария Волонте — сегодня актер «номер один» итальянского кино. В 70-е годы он занял в нем такое же место, какое в 60-е принадлежало Марчелло Мастроянни. На смену мятущимся, рефлексирующим, мягким и нерешительным, все чаще комическим героям Мастроянни пришли герои Волонте с их активным, резким, точно очерченным характером человека действия. Герои с большой буквы или столь же четкие сатирические, гротесковые персонажи. Характерный факт: в обоих итальянских фильмах, разделивших главную премию на Международном кинофестивале 1972 года в Канне, главные роли исполнял Волонте. Впрочем, он всегда играет первые роли, и только в фильмах больших ре­жиссеров. Волонте — явление в западном кинематогра­фе удивительное и беспрецедентное. И не только по властности, яростности, дерзости его вторжения в итальянское кино на рубеже 60—70-х годов и абсолютного в нем утверждения, которые под стать его актерскому таланту и темпераменту, но и потому, что Джан Мария Волонте по самой природе своего дарования ничем не напоминает кинозвезду.

"номер один" из итальянского кино
"номер один" из итальянского кино

Артистическая судьба молодого Волон­те складывалась весьма благоприятно, но вдали от кинематографа — на драма­тической сцене, а потом на телевидении.
Имени Джана Марии Волонте еще долго нельзя было найти в справочных изданиях по кино — его всегда считали театральным актером, а первые появле­ния на экране расценивали как нечто случайное.
Родился он в 1933 году в Милане в состоятельной семье, но в ранней юно­сти воспринял антифашистские и антибуржуазные убеждения и примкнул без оглядки к борьбе левых прогрессивных сил.
Актерскую карьеру Волонте начал восемнадцати лет в маленьких бродячих труппах, исколесив с ними за три года всю Италию. В 1957 году, окончив рим­скую Национальную академию драматического искусства, он дебютировал на сцене драматического театра Триеста в «Федре» Расина. Но первый большой успех пришел через два года — в теле­спектакле «Идиот» по Достоевскому. На театральной сцене роли классического репертуара чередовались с ролями в пьесах современных прогрессивных авто­ров: после «Ромео и Джульетты» и ко­медий Гольдони — заглавная роль в ан­тивоенной пьесе Альдо Николаи «Сол­дат Пиччико», роли в пьесе Роли и Винченцони «Сакко и Ванцетти», в антифашистской пьесе Хоххута «Викарий», подвергшейся в Италии неслыханным преследованиям.
Все свободное время и средства актер с начала 60-х годов отдает делу созда­ния народных театров; созданная им в Тоскане труппа «Народного театра» поставила несколько смелых антифаши­стских спектаклей.

актер Джан Мария Волонте
актер Джан Мария Волонте

Но новый широкий успех пришел вновь на телевидении, и вновь в «русском репертуаре»: миллионы итальянцев увидели Волонте в роли Астрова в чеховском «Дяде Ване» и в роли Несчастливцева в «Лесе» Островского. Это было в 1960—1963 годах. Тогда же состоялся дебют Волонте на большом экране.
Сниматься он начал в 1960 году, и за два года сыграл несколько небольших ролей в разных фильмах — и не в слишком значительных, и в довольно известных, поставленных видными режис­серами,— например, в фильме Валерио Дзурлини «Девушка с чемоданом» (с участием Клаудии Кардинале) и в фильме Луиджи Коменчини «Верхом на тигре».
Но подлинным дебютом Джана МарииВолонте в кино можно считать два последующих фильма, в которых он уже исполнял главные роли.

"Человек, которого надо уничтожить", 1962г
"Человек, которого надо уничтожить", 1962г

Эти два фильма — прямые провозвестники тех произведений левого политического кино, в которых ныне мы почти неизменно видим в глав­ной роли Волонте.
«Человек, которого надо уничтожить» — так назывался фильм, поставленный в 1962 году тремя молодыми режиссера­ми — Валентино Орсини и братьями Па-оло и Витторио Тавиани. Волонте соз­дал в нем интересный образ народного вожака — вернувшийся на Сицилию с «континента» Сальваторе возглавляет борьбу крестьян своего селения за землю и рабочих местных рудников за право на труд. Ему удается многого добиться, но судьба его решена — мафия пригово­рила Сальваторе к смерти. Это был об­раз народного активиста, человека бур­ных страстей и нелегкой судьбы, энер­гичного и смелого, но при неудаче легко впадающего в уныние. Далеко не пря­молинейный, человечный, психологически углубленный характер героя фильма, возможно, был навеян подлинным геро­ем — молодым сицилийским профсоюзни­ком Сальваторе Карневале, павшим не­задолго до того от руки мафии.

"Террорист", 1963г
"Террорист", 1963г

Второй фильм — «Террорист» (1963) — был создан такими же «театральными» людьми, как и сам Джан Мария. Фильм поставил видный театральный режиссер Джанфранко Де Бозио, сценарий вместе с ним написал известный драматург и тоже театральный режиссер Луиджи Скуарцина. «Террорист» — весьма при­мечательное и до сих пор недостаточно высоко оцененное произведение итальян­ского антифашистского кино. Тема Сопротивления трактовалась там по-новому: впервые были показаны сложные отноше­ния и противоречия между представите­лями различных политических сил, уча­ствовавших в Сопротивлении,— на первый план выходят не только героические подвиги венецианских подпольщиков, но и важнейшие вопросы тактики воору­женной борьбы. Волонте в главной роли Ренато Браски, подпольщика по боевой кличке Инженер, представителя мелко­буржуазной «Партии действия», создал весьма сложный психологический портрет интеллигента-антифашиста, человека не­сгибаемого мужества и огромной личной храбрости, но недостаточно дисциплини­рованного, нетерпеливого, не способного подчиниться жестким законам конспирации.

Но картины эти — остросоциальные, политические — в итальянском прокате находились недолго, утонули в десятках и сотнях развлекательных лент, и про­биться к действительно массовому зри­телю сквозь лавину товара «культурной индустрии» было не так-то легко. У многих ныне очень известных итальян­ских актеров (например, Мастроянни или Сорди) на это ушли долгие годы. Волон­те понимал, что игнорировать коммер­ческое кино в существующих условиях нереально, но и подчиняться ему, иг­рать роли, которые не соответствуют его эстетическим и общественным взгля­дам,— решительно не хотел. Выход был найден — или нашелся случайно — срав­нительно достойный и, главное, почти мгновенный.

вестерн-спагетти с участием Волонте
вестерн-спагетти с участием Волонте

То были годы бурного развития италь­янского доморощенного вестерна — жан­ра, рассчитанного главным образом на под­ростков,— который за границей получил ироническое название «вестерн-спагетти». Волонте снялся в двух вестернах в характерной роли бандита-мексиканца. Это был классический персонаж вестерна — стопроцентно отрицательный герой: кро­вожадный, коварный убийца, насильник, пьяница, наркоман. К тому же созда­тель этих фильмов режиссер Серджо Леоне постарался внести на голливуд­ский манер в этот образ еще и некото­рую толику расизма: в отличие от дру­гих профессиональных убийц — чистень­ких американцев, он — «грязный» мек­сиканец, даже, может, человек индейской крови.

Джан Мария Волонте
Джан Мария Волонте

Но удивительное дело: этот мало­симпатичный" и насквозь условный персонаж оказался куда более человечным и жизненным, чем все его партнеры по фильму. Зритель угадывает под свирепой внешностью Района (в первом фильме) и Индейца (во втором) трагедию оди­нокого, отчаявшегося человека, видит борьбу страстей и иногда даже такое человеческое чувство, как страх. Участие Волонте в этих картинах подняло их над «средним уровнем» итальянских ве­стернов и немало способствовало возвы­шению поставившего их режиссера. Са­мого же Волонте узнали тысячи зрите­лей — те, до кого наверняка еще не дошли его другие работы в кино, в те­атре, на телевидении.

Эксперимент удался на славу. А ведь и режиссер, и актер сами сомневались в успехе, и в первом фильме стыдливо укрылись под псевдонимами. И только во втором фильме они выступили под своими именами. И здесь интуиция не обманула Волонте — свою рискованную операцию «вестерн» он провел в филь­мах режиссера, ставшего «отцом» италь­янского вестерна, самого ловкого и про­фессионально подготовленного — Серджо Леоне. Первый фильм назывался «За горсть долларов» (1964), второй—«За несколько лишних долларов» (1965), его многие могли видеть на внеконкурсных просмотрах на одном из московских кинофестивалей.

Джан Мария Волонте
Джан Мария Волонте

Это был последний контакт с коммер­ческим кино — больше в подобных фильмах Волонте никогда не снимался. Цель была достигнута: американизированный псевдоним Джон Уэллс открыл ему путь в кино, показал продюсерам, считавшим его преимущественно человеком театра, что это кассовый актер, потенциальная звезда.
Кроме того, участие в вестернах при­несло новый опыт: созданный им нештампованный персонаж отрицательного героя — «сильного человека» со слабой душой — впоследствии ему немало при­годился.

***************

Если Вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира и увидеть кинофильмы Италии, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ