Что такое советпанк?
Одними из производных киберпанка являются дизельпанк и атомпанк. Оба этих поджанра описывают настоящие и будущие Земли делая упор на ретрофутуризм.
Если говорить коротко, то дизельпанк, которые базируется на технологиях двух мировых войн, основной эпохой являются 20-ые 30-ые и 40-ые годы прошлого столетия, а дальше линии времени начинают идти по пути, отличному от реального. Пример-фильм «небесный капитан и мир будущего».
Атомпанк-идейный продолжатель дизельпанка, начинается в 50-е годы с развитием атомной энергетики и полётов в космос. И часто доводится до абсурда. А обоих этих мирах видное место занимает тема холодной войны противостояние США и СССР и, как итог последовавшая за этим третья мировая. Самый известный пример старый-добрый «Fallout» и его продолжение.
А что если предположить что страна советов стала колыбелью атомпанка? Мы получим советпанк. Советпанк изображает мир победившего или побеждающего коммунизма, вечную холодную войну, злых капиталистов и отважных советских граждан. В зависимости от авторства, мир советпанка может показываться как позитивным, так и негативным ключе. И миры эти могут представлять, как утопию, так и антиутопию.
Сам термин «Советпанка» появился около 10 лет назад. А вот предпосылки к его появлению и некоторые работы писателей-фантастов и художников в данном антураже, появились еще до второй мировой войны. Но обо всём по порядку. В 1916 году революционер Алексей Гастев опубликовал эссе о будущем городов Сибири, которые написал, находясь в Томской каторжной тюрьме. В нём автор по фантазировал какими станут Курган, Красноярск, Иркутск и прочее даже ещё не построенные города будущего. «Экспресс сибирская фантазия»- произведение, в котором Гастев предвосхитил будущую индустриализацию, освоение Сибири и великие стройки СССР. И тот же писатель уже после революции, в 19-м году публикует несколько страниц своего утопического романа в журнале «Пролетарская культура». В нём он говорит об обществе будущего, где люди не имеют имён, а вместо них им присвоены номера. В следующем году писатель Евгений Замятин публикует свой роман «Мы» считающегося основоположником жанра антиутопии. Как он повлиял на творчество писателей Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла думаю и так все знают.
И по сути утопии и антиутопии отличаются лишь точкой зрения наблюдателя, писателя. И это двухполярная система мнений в советрпаке присутствуют в изобилии. Молодому советскому государству нужно было укрепить в умах людей идеи о будущем прекрасном коммунизме. Пропаганда вилась по всем фронтам с помощью, агитбригад, фильмов, плакатов и журналов. С началом индустриализации и мощного подъема всего хозяйства, уже в июле 33 года выходит первый номер журнала «техника молодёжи». А нём на протяжении всей истории СССР публикуется фантастические рассказы описывающие достижения советских ученых различные схемы для самостоятельной сборки и будущее Советского союза в представлении наших художников. Научная фантастика стала основным способам отражения общественно-политической тревожности и напряженности данного периода.
С другой стороны запад, тоже реагировал на все достижения Соцблока пароль очень остро. После второй мировой войны в 1949-м году выходит антиутопия «1984», который написал уже упомянутой Джордж Оруэлл. В нем описаны все страхи западного общества-что будет если к власти придут социалисты? Ангсоц или английский социализм, так автор назвал даны теоретические общественный строй, тоталитарное общество совсем местная слежкой за гражданами, устранение неугодных, двух минутка ненависти и переписывание истории.
В разгар Холодной войны британский писатель Питер Джордж выпускает роман «Кранная тревога». В нём он написал, как легко можно развязать ядерную войну и только совместные адекватное действия и решимость представителей западного и восточного блоков помогут избежать катастрофы. По мотивам этого романа 1964 году Стенли Кубрик снял фильм «доктор Стрейнджлав или, как я перестал бояться и полюбил бомбу» антимилитаристскую сатиру на военные программы правительства США и гонку вооружений.
И так продолжалось вплоть до развала союза. Думаю, суть вы поняли. Но ребята из США все помнят, и в 1996 году выкатывают стратегию для компьютеров «Red alert» лютую клюкву о неизбежном противостояние союзников и Советского союза. А всё потому что Эйнштейн в альтернативной истории создает машину времени, убивает Гитлера, предотвращает вторую мировую но это приводит к необратимым последствиям. Видеовставки с англоговорящими актерами имитирующим русский акцент, то ли намеренно или случайно и грамматические ошибки, и неправильно написанные русские слова также имеется в наличии. Серия игр «Red alert» типичный представитель советпанка. Альтернативная история, атомная энергия, спутники в космосе- всё это присутствует.
Другой пример комикс «Супермен красный сын» за авторством Марка Миллера, вышедший в 2003 году. В Красном Сыне шаттл Супермена вместо Канзаса приземлился в одном из колхозов украинская ССР. И вместо борьбы за «…правду, справедливость и американский образ жизни» Супермен описан в советские радиопередаче, как борец за «…Сталина социализм и интернациональную экспансию». И тоже, со смертью Сталина и приходом Супермена к власти, Советский союз, а в последствии и весь мир кардинально меняются. Города будущего повсеместной коммунизм, отсутствие воин, безработицы и голода. Впрочем это не мешает местному Бэтмену стать террористом, который не согласен жить под всевидящим оком Красного Сына.
Жителей постсоветского пространства и стран СНГ не остались в стороне. Разруха и приватизация, безработица и всё большее социальное расслоение-всё это отразилось в произведениях различных творческих личностей и объединений. Люди помнили СССР, люди жили мечтой, а у них отобрали.
Произведение позднее советской эпохи, а особенно телефильм «Гостья из будущего» фантостической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперёд», нашли свое продолжение в проекте «СССР-2061». Миссия проекта-будущее, до которого хочется дожить. В большинстве случаев будущее светлое, в представлении писателей и художников. Какой была бы земля через 100 лет, после первого полёта человека в космос? Как бы изменилось в советское общество? До чего дошёл прогресс? Всё это есть в сборнике «СССР-2061.
Серия книг, а впоследствии и компьютерных игр «Метро 2033» также имеет много элементов советпанка.
Как и полюбившиеся в СНГ серии игр «Stalker» и огромное количество фанфиков, которые почему-то допускали к печати, как романы на радость читателям.
Другой пример визуальная новелла «Красный космос». В ней игрок попадает в альтернативное будущее, в котором Советский союз ведет бескомпромиссную борьбу с США.
Вообще аниме и советская тема в последнее время очень тесно связаны. Это и визуальная новелла «Бесконечное лето», породившая огромное количество последователей, и арты различной степени упоротости с кавайными кошка девочками как в сообществе, «Soviet anime art».
Ещё ВКонтакте есть интересная группа «Секретный гараж параллельно СССР» с работами Андрея Ткаченко, в которых представлены различные автомобили, технические устройства и даже роботы, сделанные в альтернативном Советском союзе.
А японцы вообще выпустили мангу про Гагарина которую с восторгом принял наша аудитория.
Из анонсированных-интересный проект «Аtomic heart»-находящиеся в разработке компьютерная игра, действие которой происходит в альтернативном СССР, на предприятии захваченным восставшими роботами. Судя по первым трейлерам и геймплейным роликам, советской атрибутики в игре будет чуть больше, чем дохрена.
Также неплохо смотрится инди-долгострой «Бункер», который является идейным наследником мира Фаллаута. Интересные арты и задумки, но к сожалению они так, и не реализованы в полноценной игре. Возможно, когда-нибудь увидел свет.
Не отстают от модных трендов и музыканты. Так на свет появилась отдельное направление в музыке «sovietwave» это тот же синте-поп снова популярные синтивейв, электронная музыка, с легко узнаваемыми советскими мотивами. Да и названия у коллективов подходящие «Уран 0,8», «Артек» «Электроника», «Станция Видеопарк», «Импульс 80» и другие. И всё это-атрибута такого большого и обширного явления современной культуры как ностальгии по СССР.
Основная идея любого панка-переосмысление современной культуры. В этом контексте Советский киберпанк или Соцпанк, как неотъемлемая часть советпанка, сочетает в себе очень модные киберпанк не только с советским прошлым в альтернативном будущем, но и с российской действительностью. Это например прослеживается в работах художника Олега Маркуса и в отдельном сабреддите Sovietpank, в котором публикуются работы разных иллюстраторов представляющую из себя острую социальную сатиру на сегодняшнюю Россию. Хотя всё это, как и в основоположнике киберпанке, от страхов нашего общества. И нам есть чего бояться. Растущее недовольство действующей властью, коррупция, скрепы, укрепление позиций религии в светском государстве мрачная Атмосфера безнадеги-всё это нашло отражение, например, в серии работ художника Евгения Зубкова «Сarbongrad 1999» показывающую Россию образца 1999 года в параллельной реальности.
Примеры ещё страшнее-серия «Red state» художника Андрея Куриловича, в которой Советский союз образца 2000 годов выходит победителем из разрушительной войны. Монументальная архитектура, дом советов с гигантской скульптурой Ленина наверху, и парад победителей на новой красной площади. Многие в серии этих артов, увидели несколько призрак союза сколько будущее России, пойди она сейчас по более радикального курсу. Мир, показанный художником фактически один из вариантов развития киберкоммунизма. Для осуществления киберкоммунизм а требуются глобальные социально-экономические преобразования, смены формаций, от капитализма к коммунизму. При этом-государство, правительство, денежная система постепенно исчезнут, в результате тотальной автоматизации и роботизации. Что на практике практически не осуществимо кто будет решать благонадежен человек или нет? Что делать с людьми которые лишатся своей работы? Как всё общество придёт к единой информации, если всю историю человечества оно воюет?
Американский писатель Харлан Элисон, ещё в 1957 году опубликовал антивоенный фантастический рассказ «Солдат». Кстати после выхода терминатора Элисон подал в суд на его создателей, обвинив их в плагиате-заимствований сюжета из его рассказов «Солдат» и «Демон со стеклянной рукой». Суд он выиграл. В рассказе «Солдат» военнослужащий будущего попадает в современные соединённые штаты, рассказывая о Великой 7 Войне боевых телепатах и главном противнике-русски-чинках. После этого военные начинают кое-что подозревать и садятся за стол переговоров с русскими. В разгар холодной войны. Для тех кто не понял русски-чинки это потомки жителей России и Китая которые смешались за несколько поколений и образовали одно гигантской государство.
Что же будет на самом деле и как это отразится популярной культуре, в том числе и на панке-покажет время. Возможно, а скорее всего наверняка, лет через 10 появятся еще несколько производные киберпанка которые будут отражать страхи и желания общества 2030-го года. Если только мир не превратится, в руины.