Между войнами
Высшее образование бабушка Анна так и не получила. Видимо, было некогда. Но была она очень грамотной и умной. На работе ее уважали. Перед войной познакомилась с моим дедом Ильей. Он в тот период учился в Высшем военно-морском инженерном училище им. Дзержинского. Дед Илья происходил из деревни Сухой нос Архангельской губернии. Был призван в 1930 году в Красную Армию, во флот. Там его немного подучили математике и другим наукам.
Дед с братом в тридцатые годы прошлого века.
Перед войной у них родились три дочери. Одна девочка умерла в младенчестве. Дед женился на бабушке Анне, уже имевшей сына и дочь от первого брака. На фото бабушка с дедом перед войной в Ленинграде 1938 год.
А это бравый офицер Советского военно-морского флота мой дед Илья Иванович.
Всего оставалось четверо детей. Тогда же Анна пошла служить в военную разведку. Ее готовили год для работы в Японии. Но перед отправкой за границу Анна отказалась от поставленного задания. Причиной стало, то, что детей надо было отдать в специализированный интернат. И неизвестно, увидишь их когда-нибудь или нет.
Так и пришлось ей сдать свой партбилет. Это тогда считалось огромным позором и каралось очень жестоко. Но Анну не расстреляли, и даже не посадили. Почему? Неизвестно.
В тридцатые годы погиб один из ее старших братьев, Константин. Он служил в погранвойсках, в Ашхабаде, и боролся с басмачами.
На фото Константин с женой Тосей и детьми.
А вот он один. Суровый, пристальный взгляд настоящего чекиста.
Где-то там и погиб. У него осталась жена и трое детей. Жена погибла в 1949 году во время землетрясения. А детей забрал к себе в Ленинград ее брат Леонид. И воспитал как своих родных. О нем расскажу позднее.
Перед войной один из бабушкиных братьев был арестован. Ему были предъявлены обвинения в шпионской работе против СССР в пользу различных иностранных разведок (стандартная формулировка того времени). В заключении он провел больше года. В НКВД не смогли его сломить, и он был выпущен на свободу с выплатой зарплаты за весь срок заключения.
Как раз в этот период убили Кирова. Так вот представьте картину: сидит он в ресторане, отмечает свой выход из заключения, а на стене висит портрет Сталина. Он берет стакан и кидает в этот портрет в рамке с криком: «Суки, не уберегли Кирова!».
Портрет падает, грохот, звон разбитого стекла. И никаких последствий! Только представьте такую ситуацию в центре Ленинграда в период репрессий. Какое мужество или безрассудство, и какое феноменальное везение.
А на этом фото - многочисленные родственники бабушки Анны перед войной в Ленинграде, в Озерках. Пока все еще живы…
Вот они, модницы довоенного времени.
Вглядитесь в эти лица. Они вам не напоминают, кого-то из ваших знакомых?
Война застала бабушку Анну в Ленинграде. В впервые дни войны ее единственный сын, которому на тот момент было около 16 лет, убегает на фронт и бесследно пропадает. Что с ним стало, доподлинно неизвестно. Бабушка искала, писала, звонила во все инстанции. Звали его Саша Лисовский. На фото бабушка со своим любимым сыном Сашей.
Где встретил войну дед Илья и, где воевал первые месяцы, точно не знаю, но где-то на Одесском фронте. Шла война, и фронт все ближе приближался к Ленинграду. Когда до полной блокады оставалось всего семь дней, бабушка Анна вместе с детьми, прадедом Константином, прабабушкой и частью родственников решилась на эвакуацию.
P.S. Эта статья была напечатана на сайте Примечания. Переношу сюда, так как теперь буду публиковаться на Яндекс.дзен