Найти тему
Дневник оптимиста

Советские автомобили. Почему на ГАЗ-53 поставили мотор от «Чайки»?

Оглавление
На ГАЗ-53 и модификации, а также на другую технику того периода устанавливался двигатель ЗМЗ-53 и его модификации. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1817329/0b7898c5-0255-48e8-94bf-9b9806aa7294/s1200?webp=false
На ГАЗ-53 и модификации, а также на другую технику того периода устанавливался двигатель ЗМЗ-53 и его модификации. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1817329/0b7898c5-0255-48e8-94bf-9b9806aa7294/s1200?webp=false

Здравствуйте, уважаемый друг!

Вдохновлённый Вашей заинтересованностью к самому массовому грузовику советской эпохи, высказанной здесь, хочу предложить размышления на тему выбора мотора к этому грузовику. Понимаю, что эта тема достаточно широко представлена в интернете, поэтому постараюсь не повторять уважаемых мною авторов, а предложить своё понимание вопроса и услышать Ваши мнения в комментариях.

Какой двигатель панировали ставить на ГАЗ-53?

Специалисты Горьковского автозавода первоначально планировали, что новый грузовик будет с новым двигателем — V-образной «шестёркой». Однако его создание требовало больших финансовых затрат, которые распределялись центром с учётом приоритетных направлений развития всего народного хозяйства, а не отдельно взятого, хотя и крупного, завода.

Кроме финансовых затрат требовалось наличие в стране станкостроительных мощностей, способных оснастить новое моторное производство современным оборудованием. Экономика страны в послевоенный период развивалась семимильными шагами, но станкостроительных заводов, специализирующихся на нужды автомобильной промышленности не было. Основным их направлением была оборонка, а нархоз планировался по остаточному принципу.

Никита Сергеевич Хрущёв с трибуны ООН "убеждает" империалистов в своей правоте. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1538903/pub_5c72cc2b5b728d00afce66fd_5c72da896dc7c000aeb0e67e/scale_1200
Никита Сергеевич Хрущёв с трибуны ООН "убеждает" империалистов в своей правоте. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1538903/pub_5c72cc2b5b728d00afce66fd_5c72da896dc7c000aeb0e67e/scale_1200

Для экспортных закупок руководство страны не было готово, стремящееся догнать и перегнать. Да и зарубежные партёры не стремились помогать непобеждённой и гордой стране, не признающей их авторитет, а стремящейся идти своим путём и обращать в свою веру всё большее количество наций на Земле. Мы почему-то в большинстве случаев стараемся не замечать успехов наших отцов и победителей-дедов в непростой период их жизни.

Что же оставалось делать специалистам Горьковского автозавода, у которых была испытанная машина с подготовленной штамповой оснасткой? Рядная шестёрка, даже форсированная, слаба для машины повышенной грузоподъёмности. Форкамерно-факельный мотор общество не признало по причине неподготовленности к его производству и эксплуатации. Нового мотора не будет из-за отсутствия денег или политической воли, а может того и другого. Машину уже показали съезду народных избранников и заверили, что она будет.

Как вспомнили о моторе «Чайки»?

Как всегда, в таких ситуациях спасает уже имеющиеся в производстве конструкции, которой была V-образная восьмёрка, созданная для правительственной «Чайки». Конечно использование мотора на легковом, хотя и тяжёлом автомобиле, и на грузовике предполагает разные условия и соответствующие им требования. Малочисленный «членовоз» можно обеспечить качественным бензином, который в основном предназначался для самолётов. Условия эксплуатации «лимузина» несравнимы с перевозкой грузов.

Даже в конце 70-х годов на заправках главенствовали А-66 и А-72. Только со строительством ВАЗа можно было залить в бак АИ-93.
Даже в конце 70-х годов на заправках главенствовали А-66 и А-72. Только со строительством ВАЗа можно было залить в бак АИ-93.

Народное хозяйство, в частности село, потребляло зимний 66-й и летний 72-й бензин. Производство высокооктанового бензина было проблемой в послевоенном СССР. Его только учились производить, а основным сдерживающим фактором было пресловутое отсутствие необходимого для осуществления производственного процесса оборудования. Задачей специалистов ГАЗа стало перевести чайковский мотор на топливо низкого качества, обеспечить ему необходимый ресурс в условиях непредсказуемой эксплуатации и приспособить к массовому производству.

Тут и пригодился талант и смекалка неутомимого П.Э. Сыркина, который был во главе создания V-образной восьмёрки. Он нашёл пути решения всех выше перечисленных проблем и доказал соратникам, что мотор вполне подойдёт для грузовика, работающего на износ, с перегрузом и наличием любителей погонять перегруженную машину в пьяном угаре. В результате творческих исканий родился мотор для грузовика, который впоследствии получил индекс ЗМЗ-53.

Отступление от темы. Сам неоднократно в юном возрасте и первые годы трудовой деятельности в Калининской области, был свидетелем описанной далее картины. Сельский механизатор или шофёр (механизатор высшей квалификации) едет по деревне. Голова болтается от одного плеча до другого. Останавливает трактор или автомобиль возле своего двора (хранение в колхозном гараже не приветствовалось по причине возможного разукомплектования, воровали, знаете ли), открывает дверь и вываливается на землю замертво. Баба его быстрее тащит во двор, чтобы начальство не увидело.

Чем мотор ЗМЗ-53 отличался от ЗМЗ-13?

Конечно, от чайковского мотора на ЗМЗ-53 осталось только расположение и количество цилиндров, так как это был совершенно новый двигатель сохранивший дух предшественника. Не вдаваясь в тонкости конструкции, которые каждый из Вас, дорогой читатель, знает лучше меня, можно так описать её изменения. Ему почти на четверть снизили объём по сравнению с ЗМЗ-13, уменьшили ход и диаметр поршней, перевели на 76-й бензин, ограничили обороты, усилили в некоторых местах, изменили многие размеры. По используемым материалам и общим технологическим приёмам производственного процесса мотор был унифицирован с предшественником.

Двигатель ЗМЗ-53 получился легче и мощнее, чем ГАЗ-51. Источник:  https://i01.fotocdn.net/s116/9c193508912f7072/public_pin_l/2631913708.jpg
Двигатель ЗМЗ-53 получился легче и мощнее, чем ГАЗ-51. Источник: https://i01.fotocdn.net/s116/9c193508912f7072/public_pin_l/2631913708.jpg

Результатом изменений стало снижение мощности на 41% и крутящего момента более чем на 30%. Такие показатели стали приемлемыми для грузовика, выпускавшегося с этим мотором почти три десятка лет в количестве, приблизившемся к 4 миллионам экземпляров. ГАЗ-53 стал главным перевозчиком грузов на селе и развозным автомобилем городов Советского Союза и братских стран.

Рад буду увидеть Ваши многочисленные комментарии к этой публикации. Они очень полезны для меня и развития канала.

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.