В первой половине 50-ых годов прошлого века ввиду занятости коллектива С.П. Королёва работами по созданию и совершенствованию боевых ракет Р-5 и Р-7 к работам по тематике крылатых ракет дальнего действия были привлечены коллективы С.А. Лавочкина и В.М. Мясищева. Постановлением Совета Министров СССР 1954 года задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Научным руководителем проектов "Бури" и "Бурана" был назначен будущий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш.
Эскизный проект "Бури" был выполнен в августе 1954 года. Техническая документация для неё была завершена в 1957 году.
Транслируемые по телевидению на весь мир старты «Шаттла» и далёкие уже 50-ые годы прошлого века… «Буря» - это внешне почти тот же «Шаттл» - та же параллельная компоновка самолёта и огромных баков ускорителей. Расхождение наблюдалось разве что в размерах, не было центрального топливного бака. И всё равно крылатый корабль и два огромных ускорителя выглядели внушительно: площадь крыльев – 60 квадратных метров, длина около 20, диаметр центральной части 2,2 метра, а стартовый вес – более 130 тонн.
Стартовала "Буря" вертикально с лафета, затем, в соответствии с заданной программой, проходила разгонный участок траектории, на котором сначала управлялась газовыми рулями, затем они сбрасывались, управление переключалось на воздушные рули. После разгона двигатель выходил на режим полной тяги, и на высоте 17 с половиной километров производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. По мере выгорания горючего самолёт-снаряд забирался всё выше и завершал путешествие на 25-километровой высоте. За счёт этого Лавочкин надеялся перепрыгнуть через американскую ПВО. Уж кто-кто, а он знал, как тяжело зенитной ракете маневрировать, догонять, наводиться там, где от разреженного воздуха и оттолкнуться как следует не удаётся.
Свой курс «Буря» прокладывала по звёздам, на таких огромных высотах они видны и днём, и ночью. Система управления воплощала самые смелые мечты тех дней. Достаточно сказать, что, преодолев над территорией нашей страны с запада на восток расстояние почти в восемь тысяч километров, она позволяла себе отклониться не больше, чем на несколько километров. Летела она со скоростью, в три с лишним раза превышающей скорость звука.
Чтобы добиться результата, пришлось идти на смелые решения. Корпус сделали не из привычного дюраля, а из незнакомого титана. Другие материалы не выдерживали огромных температур. Более того, для уменьшения сопротивления отполировали до зеркального блеска; такого ещё не знала авиация. Впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология его сварки.
Вместе с титаном в конструкции "Бури" использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания "Бури" были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой.
Лётно-конструкторские испытания «Бури» начались в 1957 году на нашем полигоне Капустин Яр. Первый пуск с наземной стартовой установки (восьмиосная железнодорожная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся 1 сентября 1957 года. При старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась в полете на 31 секунде, в третьем - на 63 секунде и в четвертом - на 81 секунде полета. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты, и был запушен маршевый двигатель. Затем последовало три неудачных пуска.
Специалистам приходилось преодолевать проблемы, с которыми никто ранее не сталкивался, а сроки поджимали. Уже в конце 1957 года были прекращены работы по "Бурану", который так и не успел совершить ни одного полета.
<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145 1073786111 1 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; font-family:"Times New Roman",serif; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:14.0pt; mso-ansi-font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:14.0pt; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} -->
Но для "Бури" после определенных доработок полоса неудач закончилась. В девятом пуске – в самом конце 1958 года - продолжительность полета составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках были получены рекордные для того времени результаты: ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно. В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=3 так далеко еще не летал ни один аппарат. В двенадцатом пуске на "Бурю" установили систему астронавигации, но он был неудачным. В тринадцатом пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями с укороченной камерой сгорания, полет продолжался около 10 минут. При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210 градусов и далее летела по радиокомандам.
Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе: полигон Владимировка (ныне Ахтубинский ГЛИЦ) - полуостров Камчатка. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года. Двигатель работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчетный. Реально полученное круговое вероятностное отклонение - 4-7 км. Проектная дальность - 8000 км достигнута не была, но результаты этих пусков позволили сделать вывод о возможности увеличения дальности ракеты. Началась подготовка к серийному производству.
Но к тому времени уже была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, вышла на летные испытания новая баллистическая ракета Р-16 конструкции Михаила Кузьмича Янгеля на высококипящих компонентах топлива. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Руководством страны было принято решение ограничить наш стратегический ракетный парк баллистическими ракетами, было сочтено нецелесообразным создавать еще один носитель.
С. Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными лётно-тактическими данными. Он предлагал использовать "Бурю" как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень.
Хотя работы по фоторазведчику начались еще в 1958 году, постановление правительства о такой разработке появилось лишь 5 февраля 1960 года, по этому же постановлению прекращались работы над "Бурей" как стратегической ракетой. Оставшиеся 5 ракет выделялись для отработки фоторазведчика. Однако в июне 1960 года С.А. Лавочкин скончался. Проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года, но и их закрыли.
Было произведено 4 пуска в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО "Даль".
В 1955-1957 годах в ОКБ С.А. Лавочкина велось предэскизное проектирование экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) с ядерным двигателем конструкции М.М.Бондарюка. Эти работы не получили значительного развития - КАР получилась огромной.
Велись также работы по созданию воздушно-космического самолета и гиперзвукового двигателя для него, но после смерти С.А.Лавочкина программа была прекращена.
Тем не менее, разработка крылатой ракеты сыграла огромную роль. Полученный опыт оказался весьма полезен для развития сверхзвуковой авиации, решения сложнейших проблем теплового режима, внедрения титановых технологий в самолёто- и ракетостроение.