Найти тему
DEMOLOGIA

ШАЛАМОВ И СОЛЖЕНИЦЫН. КОНФЛИКТ ИЛИ ДВА РАЗНЫХ "МИРОЧУВСТВИЯ"? ЧАСТЬ 1.

Оглавление

Мы родине служим по-своему каждый,
И долг этот наш так похож иногда
На странное чувство арктической жажды,
На сухость во рту среди снега и льда...
В. Шаламов

Фото из источников интернета с открытым доступом.
Фото из источников интернета с открытым доступом.

"Надо ли напоминать о том, как беспощадны и несправедливы бывали друг к другу классики русской литературы — самой человеколюбивой в мире. А все потому, что поводы для выяснения отношений были вовсе не пустяковые. Вся история отечественной словесности, перефразируя Достоевского, есть «поле битвы за сердца людей». Битва, происходившая в XIX веке, имела значение, как выяснилось, всемирно-историческое. По большому счету такое же значение имеет и противостояние двух крупнейших русских писателей второй половины XX века, двух бывших лагерников — Шаламова и Солженицына."

( В. Есипов - историк и культуролог , один из ведущих исследователей биографии и творчества В. Шаламова. )

1. "Один день Ивана Денисовича" . Первая встреча писателей. Переписка.

Познакомились Александр Исаевич Солженицын с Шаламовым, по его словам, в 1962 году. Переписывались, при наездах в Москву встречались позже. Если почитать опубликованные письма Шаламова к Солженицыну, сразу замечаешь, что они очень дружелюбны. Многие начинаются: "Дорогой Александр Исаевич!", заканчиваются : "Сердечно, ваш В. Шаламов". Все очень позитивно, доброжелательно.

Та самая Роман-газета.
Та самая Роман-газета.

Судя по письмам, Шаламов высоко ценил заслуги Александра Исаевича. В свою очередь Солженицын высоко ценил Шаламова и считал Колыму сталинским Освенцимом. В этом же году Шаламов впервые прочитал "Один день Ивана Денисовича" в Самиздате, и первые письма были полны впечатлений от прочитанного.

Приведу выдержки из некоторых писем:

"В тридцать восьмом году убивали людей в забоях, в бараках. Нормированный рабочий день был четырнадцать часов, сутками держали на работе. . На градусники в 1938 году глядели, когда он достигал 56 градусов, в 1939—1947 — 52°, а после 1947 года — 46°...

"Ваш лагерь без вшей! Служба охраны не отвечает за план, не выбивает его прикладами? Махорку меряют стаканом! Не таскают к следователю. Не посылают после работы за пять километров в лес за дровами. Не бьют. Хлеб оставляют в матрасе. В матрасе! Да еще набитом! Да еще и подушка есть! Работают в тепле! Ложками едят! Где этот чудный лагерь? Хоть бы с годок там посидеть в свое время. Сразу видно, что руки у Шухова не отморожены, когда он сует пальцы в холодную воду. Двадцать пять лет прошло, а я совать руки в ледяную воду не могу."

"Все эти мои замечания, ясное дело, не умаляют ни художественной правды Вашей повести, ни той действительности, которая стоит за ними. Просто у меня другие оценки."

"Желаю Вам всякого счастья, успеха, творческих сил. Просто физических сил, наконец. Я рад, что Вы знаете мои стихи. Скажите как-нибудь Твардовскому, что в его журнале лежат мои стихи более года, и я не могу добиться, чтобы их показали Твардовскому... Вот поэтому-то Ваша книга и имеет важность, не сравнимую ни с чем — ни с докладами, ни с письмами. Еще раз благодарю за повесть. Пишите, приезжайте. У меня всегда можно остановиться. Ваш В. Шаламов. "

Повесть под названием "Один день Ивана Денисовича" впервые была напечатана в журнале «Новый мир» (№ 11, 1962). Она резко выделялась на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчёркивали многие, в том числе писатели и поэты. Так, Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года пишет:

"Повесть — как стихи,— в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал".

"Дорогой Александр Исаевич. Вы, наверное, уже вернулись в Рязань. Пусть Вас не смущают никакие газетные статьи. Комитет по Ленинским премиям не может, просто не может, не назвать Вашу повесть — «Иван Денисович» — лучшее что есть в советской литературе, в русской литературе за десятки лет. Жму Вашу руку, верю в победу правды."

Вот еще отрывок из очень важного , фактически программного письма:

"Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде".

Обязательно запомним эти строки Шаламова!

2. Архипелаг ГУЛАГ. Отказ от соавторства. Охлаждение.

"Понимание природы взаимосвязи художественного творчества и жизненного опыта писателя позволит расставить все точка над «i» во взаимоотношениях Варламова и Солженицына. (Н.Ганущак  "Шаламов и Солженицын: взаимосвязь и противостояние")

Летом 1964 года Солженицын встретился с Шаламовым, ранее благожелательно отозвавшимся об «Иване Денисовиче», и предложил ему совместно работать над «Архипелагом». Но Шаламов от этого отказался. Говорил, что настоящий «Архипелаг Гулаг» описан им. Он считал, что является очевидцем, который не попытался приукрасить лагерную действительность и что он говорит истинную «голую правду». Шаламов утверждал, что его «Колымские рассказы» по сравнению с «Иваном Денисовичем» намного трагичнее.

-3

«Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы[1][2]. Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора. ГУЛАГ — аббревиатура от «Главное управление лагерей». (Материал из Википедии- Свободной энциклопедии)

Что же побудило Шаламова отказаться от предложения, от которого, казалось бы, отказаться ему было невозможно? Чем оно могло так удивить его? Главный исследователь творчества Шаламова Валерий Есипов считает следующее:

«Пожалуй, Шаламов был единственным человеком (в том же двадцатом столетии, а также и в нынешнем), кто выразил подобное удивление и тем самым поставил под сомнение вопрос об этической правомерности самой идеи “Архипелага” и ее рабочего метода — использования чужих, в сущности, материалов (во всяком случае, не принадлежавших писателю по праву) для создания собственного авторского произведения и решения явно внехудожественных задач, на которые ориентируется Солженицын». Валерий Есипов, Шаламов и Солженицын: арьергардные бои за читателя (2018)

Ирина Павловна Сиротинская, близкий друг писателя Варлама Шаламова, правопреемник, хранитель и публикатор его наследия в своей работе "А. Солженицын и В. Шаламов" (М.1997) пишет: "Относительно отказа Шаламова от сотрудничества с Солженицыным — это так понятно при разности их характеров, творческих принципов, жизненного опыта. Шаламов сразу почувствовал в замысле Солженицына сугубо прагматический расчет и записал в своем дневнике:

«Почему я не считаю возможным личное мое сотрудничество с Солженицыным? Прежде всего потому, что я надеюсь сказать свое личное слово в русской прозе, а не появиться в тени такого, в общем-то, дельца, как Солженицын»; «я никогда не мог представить, что может в двадцатом столетии появиться художник, который может собрать воспоминания в личных целях» (Шаламов 2004, 373; Шаламов 2013, 5, 363)

Александр Исаевич находится в полном недоумении! В своих заметках он пишет по этому поводу:

"Я изложил с энтузиазмом весь проект и моё предложение соавторства. Если нужно — поправить мой план, а затем разделить, кто какие главы будет писать. И получил неожиданный для меня — быстрый и категорический отказ. Даже: знал я за В.Т. умение тонко намекнуть вместо того, чтобы сказать прямо (у меня уже слагалось такое ощущение, что я с ним открыт, а он полузакрыт), — а тут он ответил прямо: «Я хочу иметь гарантию, для кого пишу».

"Я был тяжело поражён... Ответ его был так категоричен, что и уговаривать бесполезно. Весь огромный замысел теперь ложился на мои плечи на одни. Записал я в тот день: «Нет, между нами всё-таки нет открытой ясности отношений, какая-то стена отчуждения или неполного родства — и вряд ли мы через неё когда-нибудь перейдём...»

"Только много позже, уже работая над «Архипелагом», я подумал: а взгляды? Да разве можно было совместить наши МИРОЧУВСТВИЯ ? Мне — соединиться с его ожесточённым пессимизмом и атеизмом? А — политические взгляды? За пределами лагерной темы, на русскую и советскую историю в целом — у нас были взгляды, конечно, слишком разные... И хорошо, что Шаламов отказался, — только загубили бы мы книгу. (С Варламом Шаламовым. Заметки Солженицына)

Между тем текущие события стали развиваться явно не в пользу писателя: к марту 1963 года Солженицын фактически утратил расположение Хрущева. Свидетельством тому неприсуждение Ленинской премии, отказ печатать роман "В круге первом". После прихода к власти Л. Брежнева Солженицын почти не имел возможности легально печататься и выступать. В сентябре 1965 год КГБ конфисковал архив Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями, что усугубило положение писателя.

"В феврале 1967 года он тайно закончил "Архипелаг ГУЛАГ". После исключения из Союза Писателей Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть. В 1970 году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и в итоге премия была ему присуждена...12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР. " (Из материалов Википедии. Прим. авт.)

Продолжение следует

В ближайшие день-два, друзья, вы сможете прочитать продолжение моих заметок. Возможно, их будет еще 2 части. Пишите, обсудим, поспорим... Всегда с вами #demologia , что означает народное слово!

#литература #культурология #солженицын #шаламов