«ТикТок» (англ. TikTok) — видеохостинг для создания коротких видео, принадлежащий пекинской компании «ByteDance». Представительства «TikTok» находятся в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Дубае, Мумбаи, Джакарте, Сеуле и Токио. В Китае известен как «Доуинь» (кит. 抖音, пиньинь: Dǒuyīn). «TikTok» и «Доуинь» являются по сути одним и тем же приложением, однако они работают на отдельных серверах в соответствии с действующими в Китае цензурными ограничениями.
Запущенная летом 2018 года, на данный момент является ведущей видеоплатформой для коротких видео в Китае[2] и становится всё более популярной в других странах, став одним из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений[3][4]. В данный момент приложение достигло более 500 миллионов пользователей из 150 стран[5]. В Китае, где приложение имеет наибольшую популярность, 60 % пользователей в возрастном диапазоне 25-44 года, а за пределами Китая 43 % пользователей старше 24[6].
По итогам 2019 года среднем каждый месяц российские пользователи просматривали 16,25 млрд и размещали 20,83 млн видео; делились 23 млн и ставили лайки 1,62 млрд видео[7].
Ключевые особенности
Мобильное приложение «TikTok» позволяет пользователям создавать короткие видео о себе, которые часто содержат музыку в фоновом режиме, могут быть ускорены, замедлены или отредактированы с помощью фильтра. Для создания музыкального клипа с приложением, пользователи могут выбрать фоновую музыку из широкого спектра музыкальных жанров, редактировать с помощью фильтра и записать 15-секундное видео с регулировкой скорости перед загрузкой, чтобы поделиться с другими на «TikTok» или других социальных платформ[8]. Они также могут снимать короткие видео с синхронизацией видеоряда относительно популярной песни.
Один из режимов «реакция» — позволяет пользователям снимать их реакцию на другое видео, создавая виртуальный экран, накладывающийся на видео самой реакции[9]. Другой режим, «дуэт», позволяет пользователям склеивать два видео по горизонтали, эта особенность была присуща ещё musical.ly[10].
Приложение позволяет пользователям делать свой аккаунт «приватным». В таких аккаунтах загруженные в «TikTok» видеоролики может просматривать только список лиц, которым просмотр разрешен владельцем аккаунта, остальные их не видят[11]. Пользователи имеют возможность выбирать, все пользователи или только их «друзья» могут взаимодействовать с ними через приложение посредством комментариев, сообщений или видео в режиме «реакции» или «дуэта»[12][13]. Пользователи также могут назначать отдельному видеоролику статус «публичного», «только для друзей» или «личного» вне зависимости от того, является ли аккаунт «частным» или нет.
Страница «рекомендаций» на «TikTok» — это поток рекомендованных видеоматериалов для пользователей, основанный на их предыдущих действиях пользователя, его лайках. В соответствии с политикой «TikTok» в «рекомендаций» попадают видео только в том случае, если их авторам исполнилось 16 лет. Пользователи младше 16 лет не будут отображаться на странице «рекомендаций», под звуками или под какими-либо хэштегами[14].
Пользователи также могут добавлять видео, хэштэги, фильтры и звуки в свой «сохраненный» раздел. Этот раздел виден только пользователю в его профиле, позволяя ему вернуться к любому видео, хэштэгу, фильтру или звуку, которые он ранее сохранил.
«TikTok» использует искусственный интеллект для анализа интересов и предпочтений пользователей посредством их взаимодействия с контентом и отображения персонализированной ленты контента каждому пользователю[15][16].
Характеристика пользователей
Демография
В США 52 % пользователей «TikTok» — это пользователи «iPhone». В то время как «TikTok» имеет нейтральный гендерный формат, 44 % пользователей «TikTok» — женщины и 56 % — мужчины[17]. TikTok показывает, что 43 % новых пользователей являются выходцами из Индии[18]. «TikTok» доказал, что он привлекает молодое поколение, поскольку 41 % его пользователей находятся в возрасте от 16 до 24 лет. Среди этих пользователей «TikTok» 90 % говорят, что используют приложение ежедневно[19].
Вовлеченность
Уровень вовлеченности пользователей «TikTok» составляет 29 %. По состоянию на июль 2018 года, пользователи «TikTok» тратят на приложение в среднем 52 минуты в день. «ByteDance» заявил, что пользователи в США открывают приложение восемь раз в день, а продолжительность индивидуальных сессий в приложении самая высокая — 4,9 минуты[20].
Тенденции
В «TikTok» существует множество тенденций, включая мемы, песни, синхронизированные по губам, и комедийные видео. «Дуэт», функция, которая позволяет пользователям добавлять свое собственное видео к существующему видео с оригинальным аудио контентом, привели к большинству этих тенденций[21].
Тенденции отображаются на странице исследования на «TikTok» или на странице поиска. Страница включает в себя хэштэги[21].
В июне 2019 года компания представила хэш-тег #EduTok, который получил 37 миллиардов просмотров. Вслед за этим компания начала сотрудничество с Edtech для создания образовательного контента на платформе[21].
Вирусные песни
Приложение породило многочисленные вирусные тенденции и знаменитости Интернета по всему миру, принесло песни известность, и, как известно, пользуется популярностью среди знаменитостей благодаря своей популярности и социальному влиянию[22][23][24][25][26][27]. Исследования показали, что всего за один год количество короткометражных видеоклипов в Китае выросло на 94,79 миллиона[28].
Самый известный вирусный мем «ТикТок» в западном мире 2018 года — «хит или мисс» из фрагмента iLOVEFRiDAY «Mia Khalifa» (2018), который был использован в более чем четырёх миллионах видеороликов «ТикТок» и помог завоевать более широкую западную аудиторию[29].
Считается, что «Тикток» стал одним из главных факторов, благодаря которому «Old Town Road» LilNasX стала одной из самых популярных песен 2019 года[30][31][32][33][34].
Другие песни, завоевавшие популярность благодаря успеху на «TikTok», это «Roxanne» Аризоны Зервас, «Lalala» bbno$, «Stupid» Ашникко, «Yellow Hearts» Ant Saunders и «Truth Hurts» Лиззо. Платформа, однако, получила некоторую критику за отсутствие гонораров по отношению к артистам, чья музыка используется на их платформе[35].
История
Социальная сеть «Доуинь» была запущена китайской компанией «ByteDance» в сентябре 2016 года[36]. Позднее была выпущена копия этого приложения для международного рынка под названием «TikTok»[37]. Это позволило компании глобально развиваться, не нарушая законы своей страны[38].
9 ноября 2017 года «ByteDance» приобрела социальную сеть musical.ly и 2 августа 2018 года объединила её с «TikTok»[39].
Незаконный сбор данных
В феврале 2018 года в США сервис обмена короткими видео «TikTok» уличили в незаконном сборе данных детей до 13 лет без согласия на то их родителей. Разработчиков оштрафовали на рекордные 5,7 миллиона долларов. Решение о штрафных санкциях за нарушение закона о защите конфиденциальности детей в интернете (Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA)) приняла федеральная торговая комиссия США. Сообщается, что в открытом доступе оказалась личная информация несовершеннолетних — имена, е-мейлы, телефонные номера, фото и видео. Также комиссия потребовала от «TikTok» удалить из сервиса все видео, снятые детьми до 13 лет. Разработчики, согласившиеся с претензиями, уже выпустили обновление приложения, которое запрещает пользователям моложе 13 лет размещать видео в «TikTok», а также защищает их личные данные.
Запрет на использование
В конце декабря 2019 года американская армия ввела для своих служащих запрет на использование приложения «TikTok», поскольку власти США подозревают приложение в похищении данных пользователей[40]. Решение было принято в связи с выпущенным Министерством обороны США 16 декабря 2019 года предупреждением об опасности этой соцсети[41].
4 января 2020 года использование «TikTok» на служебных устройствах запретили своим сотрудникам Госдепартамент США и Министерство внутренней безопасности США[42][43].