Добрый день, спасибо, что заглянули на мой Дзен!
Сегодня предлагаю продолжить тему и поговорить о цитатах, которые мы понимаем неверно. Причина тому проста - мы просто не знаем контекста, из которого были вырваны эти фразы, а еще они стали настолько "расхожими", что даже не приходит в голову проверить их на "вшивость".
Поехали!
«Век живи — век учись...»
Фраза, набившая оскомину... Кто -то считает ее простой народной мудростью, а кто-то ошибочно приписывает ее Ленину. Чаще всего ее употребляют, когда в жизни человека, который, кажется, видел и знает все, случается что-то из ряда вон, новое. То есть мудрец учится столько, сколько живет.
А еще эти слова часто можно услышать от учителей, которые пытаются донести до нерадивых учеников важность образования.
На самом деле авторство принадлежит Луцию Аннее Сенеке, и звучит полная фраза так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».
Смысл, как вы заметили, совершенно иной.
"Народ безмолвствует"
Это, пожалуй, мой любимый пример, ведь эта фраза часто используется не только в повседневной жизни, но и в печати. Ею употребляют именитые журналисты, не понимая, насколько безграмотными они себя выставляют!
Общепринятое значение выражения "народ безмолвствует" - это молчаливая покорность толпы, народа, готового, как стадо баранов, безропотно принять любую власть, любое решение, любую судьбу.
И мало кто догадывается, что для понимания смысла фразы нужно знать содержание драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов"! А ведь если спросить всех этих журналистов, они, как один, скажут, что Годунова читали, да, да.
Но как раз у Пушкина - все наоборот. В финале драмы, после кровавой расправы над Годуновыми, народу объявляют нового царя.
Мосальский: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы."
Народ в ужасе молчит.
"Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!"
Народ безмолвствует.
Конец
Как-то так.
"Религия - опиум народа"
Фраза, которая чаще всего употребляется ярыми атеистами. Смысл прост - религия делает народ тупым и безропотным.
Любители советского кино хорошо помнят ее, так как она стала "крылатой" после выхода фильма "12 стульев", где во время конфликта с отцом Федором Остап Бендер спрашивает у священника: "Почем опиум для народа?"
На самом деле это выражение - метафора религии, которая принадлежит немецкому философу, социологу и писателю Карлу Марксу, хотя до него религию уже не раз сравнивали с опиумом. Например, Жан-Жак Руссо в романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), Маркиз де Сад в романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798). Только фраза звучала немного по-другому.
Как видите, фраза появилась задолго до того, как Карл Маркс использовал ее в своем труде под названием «К критике гегелевской философии права»,1843 года. Вот сама цитата:
«Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!»...
Смысл меняется на противоположный! Религия - опиум для людей, то есть "препарат", который облегчает страдания.
А ведь действительно, это сейчас мы воспринимаем слово опиум крайне негативно, а в середине XIX века к нему относились иначе: как к важнейшему лекарственному средству, которое спасало от боли и успокаивало страждущих. Им даже лечили холеру! Зелье свободно продавалось в аптеках.