Играя в далёком 2004 году в легендарную GTA San Andreas, в одной из миссий мне попался весьма интересный реактивный ранец (джетпак). Саму конструкцию я списал на креативность создателей игры, но оказывается работы по созданию и улучшению характеристик ранцев идут ещё с середины прошлого века.
Ракетный ранец.
Первую идею ракетного ранца придумал американский инженер Томас Мур. За основу он взял, вывезенные после Второй мировой войны в США, наработки Вернера фон Брауна по двигателям работающим на перекиси водорода. Министерство обороны выделило Муру гранд в 25 тысяч долларов и уже в 1952 году на испытаниях «реактивный жилет» (как его назвал создатель) поднял первого пилота над землёй на несколько секунд. Ранец не мог даже полминуты продержать пилота в воздухе и был очень неудобен в управлении, поэтому военные свернули программу.
Но американские военные возлагали большие надежды на подобные устройства, полагая, что они будут востребованы в разведке, высадки десанта, подъёма на крутые склоны и преодолении минных заграждений. В рамках программы «Малое ракетное подъёмное устройство» (Small Rocket Lift Device, SRLD) в 1960 году с компанией «Белл Аэросистемс» было заключено соглашение на разработку и поставку ранцев, пригодных для нужд армии. Руководителем проекта был назначен Венделл Мур (однофамилец Томаса Мура), работавший над созданием подобных устройств с 1953 года. Плодом его трудов стал ранец названный "Bell Rocket Belt".
Ранец Мура имел простую, но очень надёжную конструкцию: жидкий азот в центральном баллоне выталкивал сжиженную перекись водорода в газогенератор с катализатором, где она расширялась и нагревалась. Дальше образовавшаяся горячая паровая смесь по по двум трубам поступала к регулируемым отклоняемым соплам, которыми и управлял пилот. Пародия именно на этот ранец и была в игре GTA San Andreas.
Турбореактивный ранец.
«Белл Аэросистемс» на этом не остановилась и в 1969 году представила ранец " Bell Jet Flying Belt" с полноценным турбореактивным двигателем, как в самолётах. В первом полёте испытатель Роберт Куртер пролетел около 100 метров на семиметровой высоте и достиг скорости около 45 км/ч. Теоретически, этот ранец мог находится в воздухе около пяти минут и развивать скорость до 135 км./ч., но проверить это не удалось, так как военные потеряли интерес к разработке подобной техники.
Современное состояние.
Современные "Реактивные ранцы" изготавливаются энтузиастами и небольшими фирмами и применяются преимущественно для развлечений. В большинстве своём их конструкция является продолжением и развитием идей Венделла Мура. Военные же интерес к разработке утратили окончательно.
Отдельно стоит упомянуть крылатые ранцы с реактивными двигателями. Они не способны самостоятельно подняться на высоту и при приземлении пилоту необходимо использовать парашют. При сбрасывании с самолёта или высокой горы ранец работает около 10 минут и позволяет пилоту развивать довольно большие скорости и выполнять фигуры высшего пилотажа.
Если понравилось, ставьте Лайк и подписывайтесь на канал.
Смотрите так же:
Почему мореплаватели не ели выловленную рыбу?