Найти тему
Ларинград!

Церковь Нерукотворного Образа на Запсковье или Церковь Образская с Жабьей лавицы (Псков)

Рис. 1. Церковь Нерукотворного Образа на Запсковье
Рис. 1. Церковь Нерукотворного Образа на Запсковье

Автор: Ларин Денис Викторович

Деревянная Церковь Нерукотворного Образа была возведена за один день 26 августа 1487 г. во время эпидемии чумы в Пскове. В летописи это описано, как «В лето 6995...Того же лета бысть мор во Псков: мряху мужи и жены и малыя дети по пригородом и по волостям; да и церковь поставиша на Запсковье у Жабьи лавицы Образ Господа нашего Iсуса Христа, и совершили одним днем и освящали, месяца августа в 26»[1]. Во время этой эпидемии осенью скончался и князь Ярослав Васильевич с княгиней и одним сыном.

Моровые поветрия Средневековья во Пскове сравнимы со стихийными бедствиями. В летописях на протяжении ХIII-ХVII вв. они упоминаются 25 раз. Северо-западные земли являлись очагами распространения эпидемий на Руси, причем Пскову принадлежит печальное первенство. Частое посещение эпидемиями Пскова в значительной мере объясняется его географическим положением. На всем протяжении ХIII-ХVII вв. Псков является одним из центров транзитной торговли Руси с Западом[2].

В средние века народ смотрел на повальные болезни как на нечто фатальное, неизбежное, посланную свыше «кару Господню». В летописи так и написано, что все злоключения выпавшие на долю Псковчан в тот год, а был еще и град размером «как садовое яблоко», «за умножения греха ради наших»[3]. Возможность спасения от болезни народ видел лишь в обращении к Богу, служении молебнов, постройке церквей[4]. Надежда на то, что постройка церкви, искупит грехи и остановит эпидемию 1487 года и привела к постройке деревянной церкви Нерукотворного образа.

Смерти, однако не прекратились. Уже после постройки церкви Нерукотворного Образа умер князь Ярослав со своей женой и сыном[5]. По всей видимости, это была эпидемия бубонной чумы[6].

В то же время стоит отметить, что, не смотря на скорость постройки здания в конце XV века, деревянная церковь простояла достаточно долго. В Псковской летописи, за 1541 г. говорится: «В лето 7049, сентября в 19 день, на память святых мученников Трофима и Саватия и Доримедонта, в неделю о завтрени, загорелся на Запсковьи у старого примостья в закоулке, у Елизаровского двора, и порог и все Запсковье за умножение греха ради наших; и у святых чудотворцев Козьмы и Дамьяна вся церковь выгоре, и мощи святых и иконы все, и казна вся церковная, и три человека в ней сгорело, а на Гремячей горе в монастыре святых чудотворцев Козьмы и Дамьяна новая церковь каменная, и не священа бысть, толко Бог ублюде храма Образ Господа нашего Iсуса Христа деревынные церкви»[7].

Когда и по каким причинам произошла перестройка церкви деревянной на каменную неизвестно. Вероятно, с течением времени она обветшала и деревянную церковь было решено, заменить на каменную. Необходимым является учесть геологию этого места. Местность, где располагалась церковь, была в то время заболочена. Для его преодоления был возведен деревянный настил — «лавица». В связи с этим оно и получило наименование «жабья лавица». При этом, со слов археологов известно, что в XII веке эта территория не была заболочена. В период постройки церкви место становится топким. Спустя время болото вновь отступает, что сказалось на конструктиве церкви. В частности, исследования 1959-1960 гг. позволили Б.С. Скобельцыну сделать вывод, что в XIX веке для дополнительной защиты уже каменного здания церкви Нерукотворного Образа от разрушения возводится подпорная стена у фундамента апсиды четверика.

Нельзя исключить также, что деревянная церковь была повреждена или уничтожена пожаром, так как летопись часто фиксирует разрушительные пожары, происходившие в Пскове на протяжении XVI-XVII вв.

О существовании церкви, ее местоположении и архитектурных особенностях на различных этапах, можно судить, основываясь на планах и схемах города Пскова. В XVI и XVII веках церковь Нерукотворного Образа на Запсковье можно видеть на некоторых иконах, изображающих город Псков. Начиная с XVIII века стали появляться детальные планы городов Российской империи, которые позволяют нам сейчас представить, как выглядела городская застройка того времени. Такие планы на регулярной основе составлялись и в Пскове, что позволяет с документальной точностью наблюдать, как изменялась церковь Нерукотворного Образа с течением времени.

Рис. 2. Фрагмент изображения Пскова на иконе Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста[8] с изображением Церкви Спаса Нерукотворного Образа.
Рис. 2. Фрагмент изображения Пскова на иконе Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста[8] с изображением Церкви Спаса Нерукотворного Образа.

Особую роль в изучении объекта культурного наследия составляет исследования изображений Церкви Спаса Нерукотворного Образа, на иконах, сюжетом которых послужило видение Богородицы кузнецу Дорофею во время осады города войсками польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в 1581 году.

По композиции иконы разделяют на три группы. Одну из них представляют изображения Пскова на иконе Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста в Пскове (рис. 1; 3) и иконе из Псково-Печерского монастыря (рис. 2). Для этих изображений характерны горизонтальная композиция, что позволило художникам реальнее передать план города, и взгляд на город и его окрестности с запада. Наибольший резонанс в литературе нашло изображение Пскова на иконе Сретение Богородицы. В надписи на иконе говорится о ее возобновлении 6 сентября 1784 г. «из старого изображения», что позволяет предполагать обновление старой иконы. Так считал и В. В. Стасов, отметивший, что изображение памятников архитектуры мало пострадало при возобновлении. Позднее, во второй половине XIX — начале XX в., икона обновлялась. Анализ содержания изображения позволяет считать, что оно восходит к более раннему источнику, так как отражает черты топографии города, отсутствовавшие в XVIII в. Можно предполагать, что исходное изображение относилось к XVII в. и было выполнено в связи с традицией (с 1601 г.) крестного хода от Печерского монастыря в Псков в память о событиях 1581 г. [9]

Рис. 3. Фрагмент иконы Псков на иконе из Псково-Печерского монастыря. Копия Л.Е. Изотовой с литографии К.А. Солодягина (оригинал — ПОМЗ, № 1808/480).[10]
Рис. 3. Фрагмент иконы Псков на иконе из Псково-Печерского монастыря. Копия Л.Е. Изотовой с литографии К.А. Солодягина (оригинал — ПОМЗ, № 1808/480).[10]

В настоящее время икона Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста хранится в Псковском музее-заповеднике.

Рис. 4. Фрагмент иконы Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста с изображением Церкви Спаса Нерукотворного Образа.
Рис. 4. Фрагмент иконы Сретения Богородицы из часовни Владычного Креста с изображением Церкви Спаса Нерукотворного Образа.

На графических изображениях Церкви Нерукотворного Образа (см. рис. 1; 2; 3) мы видим схожие черты с внешним обликом современной церкви, а именно объемно-пространственная композиция храма состоит из объемов, расположенных на одной оси: крыльцо, притвор, четверик. Построение объемов ступенчатое, их высота возрастает от крыльца к четверику. Данная объемно-пространственная композиция в целом совпадает с ныне существующей, за исключением южного придела.

На южном фасаде четверика можно рассмотреть очертания вертикального членения в виде лопаток, наличие двух оконных проемов: восточный проем расположен во втором свете аналогично существующему. На южной стене находится двухпролетная звонница, что не совпадает с современным ее расположением. На западном фасаде четверика во втором свете прослеживается оконный проем, где располагается и ныне существующий. Четверик имеет восьмикратную скатную крышу и схожее завершение в виде луковичной главы. На барабане просматриваются щелевидные световые проемы.

Северная и южная стены притвора находятся в одной плоскости с соответствующими стенами четверика.

Можно сделать вывод, что основными архитектурными отличиями внешнего вида Образской Церкви середины XVII века являются отсутствие южного придела во имя Рождества Христова со светелкой и звонницей, которая первоначально примыкала на изображениях к южной стене четверика.

Рис. 5. Икона Жиглевича с изображением Пскова. Пропись выполнена художником-реставратором Н.В. Заволоко[11]
Рис. 5. Икона Жиглевича с изображением Пскова. Пропись выполнена художником-реставратором Н.В. Заволоко[11]

Икона Жиглевича (рис. 4; 5) отличается от икон первой группы (рис. 1; 2), хотя вид на город дается также с запада. В изображении Пскова на иконе обнаруживаются разновременные черты (более ранние, до конца XVII в.— изображение Троицкого собора — и XVIII в.— например, присутствие ратуши, помещенной так же, как и на плане 1740 г., но уже не показанной на плане 1781 —1796 гг.). По-видимому, возникновение этого варианта изображения относится к периоду между 20-ми и 80-ми годами XVIII в.[12]

Рис. 6. Фрагмент иконы Жиглевича с изображением Пскова.
Рис. 6. Фрагмент иконы Жиглевича с изображением Пскова.

На иконе Жиглевича так же присутствует изображение Церкви Нерукотворного Образа, но её внешний вид отличается от икон первой группы и частично схож с ее современным архитектурным обликом, а именно с южной стороны появляется придел с малой главкой, однако звонница изображена на северном фасаде.

Исследованием памятника занимался известный архитекторреставратор Ю.П. Спегальский с которым позднее согласилась его коллега Е.Н. Морозкина, которая писала: «Исходя из того, что южный придел имеет теремок наверху, а к центральному притвору примыкает звонница, и лестница ведущая наверх в теремок начинается в притворе, а затем идет в стены звонницы - следовательно придел, притвор и звонница связанны между собой образуя нечто единое»[13].

Подтверждением того, что церковь была возведена именно в XVII веке с точки зрения Ю.П. Спегальского, является двухъярусная звонница, чего до этого не встречалось [14] , а также ворота и крыльцо (также широко распространено наименование паперть). Столбы этих строений обработаны каннелюрами, а такая обработка характерна для второй половины XVII века[15].

Однако вывод о том, что весь объем храма был возведен в одно время нельзя считать доказанным. Если судить по планам с 1740-х - 1760-х годов, то на тот период церковь выглядела как некий кубический объем с тремя апсидами.

Первые документальное упоминание о южном приделе Рождества Христова относятся к 1800 году. Вероятно, что вместе с возведением придела была перенесена звонница от южной стены основного храма к западной стене придела.

Исследование икон и документальных материалов не дало четкого представления о точных строительных датировках основного объема памятника и его пристройках, а дало лишь предположения, в соответствии с которыми основной объем каменной Церкви Нерукотворного Образа был сформирован ко второй половине XVII века, а пристроенный объем южного придела с светелкой и звонницей появляется к концу XVII века о чем свидетельствуют архитектурные особенности пристройки - своды, оконные проемы, прямоугольный алтарь, южный фасад палатки-светелки.

Рис. 7. Фрагмент плана Пскова 1740 г. с Образской церковью
Рис. 7. Фрагмент плана Пскова 1740 г. с Образской церковью

О том, каким был приход Образской церкви на Запсковье, мы можем судить по Исповедальной росписи 1745 года. Священником в приходе в то время был Иван Филатов 67 лет от роду, дьячком был 26-летний Михаил Ефимов, а пономарем 25-летний Иван Иванов. В 25 дворах проживало 42 человека мужского пола и 56 женского. Из них в 3 дворах проживали лица духовного достоинства и их семьи (6 человек), в 5 дворах проживали отставные солдаты и их семьи (14 человек), в остальных дворах проживали люди прочего достоинства[16].

В 1764 году в период секуляризационной реформы, направленной на изъятие церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий, в Пскове был ликвидирован Спасо Надолбин мужской монастырь, существовавший на Запсковье. Он был известен с 1646 года[17], а приписан к Архиерейскому дому в 1693 году20. Это дало возможность на долгие годы безбедно существовать как приходу церкви Спасо Нерукотворного Образа, так и приходу Богоявленской церкви, находящейся неподалеку. Земля упраздненного монастыря была приписана изначально к церкви Преображения Господня, домовой Спасо Надолбина монастыря, а после 1764 года безраздельно к этим двум церквям[18]. Эти земли включали «сто восемь (108) дес. 6370 кв. саж. удобной и неудобной земли, а именно: а) в пустоши Овчинкино Изборской волости 16 дес. 2315 кв. саж.; б) в пустоше Борок, той же волости 26 дес. 1528 кв. саж.; в) в пустоши Дубровне, Логозовской волости 43 дес. 680 кв. саж. и г) в пустоши Кириллов, Прудской волости 23 дес. 1796 кв. саж. Кроме сея пустошной земли еще …огородная, находящаяся за городской стеной в деревне Аполишино 2044 ¾ кв. саж.»22. Эти земельные наделы сами священнослужители не обрабатывали и не владели. Они передавали указанные земли в запашку крестьянам, от которых получали в оплату пятую часть урожая.

В 1786 году Образская церковь теряет статус приходской. Псковский архиерей имел возможность перемещать священников и других служителей церкви по своему усмотрению, но делал это лишь по крайней необходимости. Подобным случаем явилось упразднение целого ряда псковоградских церквей Архиепископом Иннокентием в 1786 г. Малочисленные приходы, несмотря на получаемую причтом средства, не могли обеспечить, по мнению архиерея, достойное существование клира и поддержание в приличном состоянии самих храмов. На 1786 г. в Пскове состояло 56 приходских церквей: Петропавловский собор, 38 штатных церквей, 15 упраздненных монастырей и два штатных женских монастыря. Псковский архиерей рассудил, что целесообразно будет оставить 17 церквей, считая церкви при женских монастырях. Оставшиеся церкви, лишившись клира, приписывались к 17 приходским церквям. Священники и причт этих церквей должны были отправлять богослужения в своей церкви и приписной попеременно или в той «где больше будет требовать нужда». Некоторые церкви, включая Богоявленскую с Запсковья, к которой и была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа были объявлены двуприходными[19]. Произошло это 31 августа 1786 года «по насланному из Псковской духовной консистории Указу»25.

То есть, несмотря на то, что Образская церковь оказалась приписана к Богоявленской на начальном этапе она продолжала иметь определенную автономию. В частности ее священник по-прежнему получал штатное жалование и платы за духовные требы.

При описании прихода церкви на 1801 год указывается, что «приходских дворов 54, в них мужского пола 211, женского 243, утварью которой и равно и всему имуществу церковному опись 1785-го года хотя и не шнурозапечатанная имеется довольна» [20] . То есть по своему количеству прихожан Образской церкви было больше чем в Богоявленской не смотря на подчиненность, где «приходских дворов 48 в них мужского пола 162, женского 230»[21].

Приход Образской церкви постоянно увеличивался, об этом свидетельствуют выше перечисленные статистические данные. Если в 1745 году к церкви относилось 25 дворов и проживало 42 человека мужского пола и 56 женского[22], то в 1800 году уже дворов 54, в них мужского пола 211, женского 243[23]. Это обстоятельство вероятно и привело к возникновению у церкви Спаса Нерукотворного Образа на Запсковье южного придела во имя Рождества Христова.

Кроме того, в тот период, в этих двуприходных церквях по прежнему было два священника – Николай Иванов и Иван Дмитриев, а также дьякон Иван Нестеров, два дъячка Петр Алексеев и Дмитрий Леонидов и два пономаря – Егор Васильев и Иван Ануфриев[24]. При этом общее количество клира к тому времени во Пскове было сокращено в два раза с 66 священников в 1782 году до 33 священников в 1797 году[25].

Позднее эта тенденция настигает и Образскую церковь. Уже в 1814 году упоминание о двуприходских церквах исчезает, а говорится об одной соборной, 17 приходских, 13 приписанных, 1 кладбищенской и 4 при правительственных домах. Следовательно, с этого момента можно говорить о том, что священник для Образской и Богоявленской церкви становится один, а также уменьшено общее количество церковнослужителей. Подтверждением этого служит описание этого прихода от 1832 года. Приход увеличился с 102х дворов, 373 прихожанина мужского пола и 473 женского, общего на две церкви в 1801 году, до 134-х дворов, 459 прихожанина мужского пола и 554 женского, в 1832 году[26]. В тоже время численность клира составляла: один священник Василий Иоанович Фасанов, дьякон Конон Алексеевич Юстицкий, дьячок Никандр Алексеевич Лебедев и пономарь Стефан Семенович Успенский[27].

Все основные службы проводились в Богоявленской церкви. В Образской они происходили только в двунадесятые праздники и храмовые дни38.

В последующие периоды характер служения в этих двух церквях периодически меняется. После работ, проведенных середине XIX века характер служб в Образской церкви несколько изменился. Основные службы по-прежнему проводились в Богоявленской церкви. В Образской они происходили не только в двунадесятые праздники и храмовые дни, но и по субботам[28].

К концу XIX века службы в Образской церкви в летнее время осуществлялись по очереди с Богоявленской. В зимнее время они проводились только в теплом Иоанно-Предтеченском приделе Богоявленского храма[29]. С появлением отопления в 1897 году в церкви Нерукотворного образа очередность была установлена в течение всего года.

Упоминаний о техническом состоянии Образской церкви в документальных источниках не встречается вплоть до 1823 года. В 1823 году в Объездном журнале благочинного встречается следующая запись: «В приписанной к Богоявленской Образской церкви своды местами начали разседаться тоже полагать надобно, что от тяжести каменной шеи находящейся на ней, которая очень велика»[30].

В 1827 году уже говорится о том, что «внутри имеются небольшие трещины, и извне на церкви и колокольном здании в некоторых местах отпадает штукатурка»[31]. А в 1829 году говорится, что особо проблемным местом являются своды «особенно оконные арки», где имеются трещины. Штукатурка же отпадает не в некоторых местах, а «во многих», кроме того «в иконостасе многие иконы ветхи»[32]. Такие процессы со зданием Образской церкви могли происходить в связи с недостаточной прочностью основания под фундаментами и высоким уровнем грунтовых вод. На появление трещин вероятно оказывал влияние и собственный вес здания, а также неравномерная осадка основания фундамента.

В 1822 году «Богоявленской церкви староста купец Александр Лохов выстроил близ Образской церкви без позволения каменную небольшую палатку, в которой поставлен и Образ и продаются свечи по торговым дням».

По всей видимости, это строение и являлось зданием, упоминаемым впоследствии под именем часовни Нерукотворного образа. Данное сообщение является первым упоминание об изменениях облика церковного комплекса.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа находилась в непосредственной близости от храма, и службы в ней никогда не проводились, а с «иконою сей часовни притч осуществляет молебны в домах некоторых прихожан 16 августа»[33]. Что интересно, в отчетах благочинных при перечислении часовен в городе Псков эта часовня никогда не упоминалась, как бы подчеркивая тот факт, что возведена она была без позволения[34].

Так или иначе, но разборка здания привела к тому, что иного решения данной проблемы кроме как демонтаж церкви в духовной консистории не нашли. «В 1852 году по распоряжению Архиепископа Платона, управлявшего Псковской епархией, ставшего потом Митрополитом Киевским, была предназначена к разрушению, но по ходатайству Богоявленской церкви притча, старосты и прихожан на собранные суммы из разных источников, почти на половину разрушенная воздвигнута вновь»47.

Рис. 8. Фрагмент плана Пскова И.Ф. Городовикова 1857 года с церковью Нерукотворного Образа.
Рис. 8. Фрагмент плана Пскова И.Ф. Городовикова 1857 года с церковью Нерукотворного Образа.

Учитывая характер описываемых повреждений здания в первой половине XIX века в первую очередь, подвергся разборке основной четверик здания и скорее всего апсида. Остальные части церковного комплекса не были затронуты демонтажными работами. Хотя встречаются сведения, что в этот же период была перестроена часовня[35].

В ходе исследований, не было обнаружено достоверных сведений о том, каков был внешний вид, и внутреннее устройство четверика до середины XIX. Известно, что традиция постройки храмов в Пскове в XVII веке не исключала, что храм был «покрытый четырехскатной крышей... Над крышей возвышалась небольшая глухая декоративная главка», он мог быть «бесстолпный», и «перекрыт просто сомкнутым сводом» как церковь Николы от Торга. Однако большинство храмов, возведенных или перестроенных в то время соответствовали общей Псковской традиции возведения четырехстолпных храмов, имеющих восьмискатную крышу. Некоторые черты нынешнего храма, а также стилистика храмового строительства Пскова того времени, дают нам основание говорить о том, что, изначально церковь была четырехстолпная с восьмискатной крышей. Об этом же говорит нам и обнаруженные Б. С. Скобельциным основания двух столбов при проведении в 1959-1960-м годах архитектурно-археологического исследования, а также работ по реконструкции и приспособлении интерьера церкви[36].

Рис. 9. Схема расположение шурфов на плане церкви Нерукотворного Образа произведенных Скобельцыным Б.С. Фрагмент из рукописного отчета Скобельцына Б.С., 1960 г.
Рис. 9. Схема расположение шурфов на плане церкви Нерукотворного Образа произведенных Скобельцыным Б.С. Фрагмент из рукописного отчета Скобельцына Б.С., 1960 г.

После восстановительных работ, проведенных в середине XIX века Образская церковь на Запсковье обретает внешний вид и внутреннее устройство, по большей части сохранившееся до наших дней.

В последующие десятилетия в здании церкви Спаса Нерукотворного

Образа проводились большое количество различных работ. В 1877 году в главной церкви и алтаре был постелен новый тесаный пол[37]. В 1879 году крыша покрыта железом. В том же году сделана вокруг храма деревянная ограда[38]. О том существовала ли ограда ранее, из какого материала была выполнена, сведений нет.

Рис. 10. План губернского города Пскова. Запсковье. Составлен Н.Ф. Окулич-Казариным (начало XX века).
Рис. 10. План губернского города Пскова. Запсковье. Составлен Н.Ф. Окулич-Казариным (начало XX века).

В 1886 году были оштукатурены церковь, часовня, сторожка. Кроме того, церковь «отбелена с внешней и внутренней стороны вместе с каменной стеной против церкви служащей оградой к ней. Над часовней, сторожкой и папертью положена крыша из железа и окрашена. Из 130 рублей 125 дал староста церкви Федор Найденов вместе с мещанкой А.Д. Никитиной, остальные взяты из церковной суммы»54.

В 1895 году был проведен очередной ремонт. Церковь оштукатурена и отбелена с внешней стороны, на что было затрачено 90 рублей. В этот же год главы и крыша покрыты масленой краской, на что потрачено было 150 рублей. Все означенные работы были выполнены на пожертвования прихожан[39].

В 1897 году на средства Псковского купца Алексея Ивановича Чернова проведены следующие работы:

1) замазаны и затерты все имеющиеся трещины в верхних частях храма над окнами и дверями проемами;

2) потолок храма украшен изображениями 4-х евангелистов, Святой чаши, Креста, Евангелия и 10-ти заповедей на двух скрижалях, стены отбелены, панели стен окрашены масленую краской под мрамор;

3) промыт и покрашен лаком иконостас;

4) на амвон поставлена железная решетка;

5) входные железные двери храма перенесены на паперть и обложены кирпичною стеной должной толщины;

6) во все окна храма поставлены вторые рамы;

7) поставлены железные печи одна в алтарь и вторая в притвор храма.

На все эти работы купец А.И. Чернов затратил до 600 рублей[40].

Из характера проводимых работ в 1897 году становится понятно, что несмотря на то что четверик был почти полностью перестроен за 43 года до этого, в здании церкви снова появились трещины в местах оконных и дверных проемов. В этом же году был изменен внешний вид паперти, которая с этого момента утратила свой первоначальный внешний вид.

В том же 1897 году в непосредственной близости от Образской церкви была возведена церковно-приходская школа 57 . На ее постройку было потрачено из сумм Богоявленской церкви 100 рублей, церковно-приходского попечительства 400 рублей и 1000 рублей из личных средств Псковского купца Алексея Ивановича Чернова. Открыта церковно-приходская школа была 8 октября 1898 года. Обучалось в ней 100 человек обоего пола.

Возникновение церковно-приходской школы в приходе Богоявленской церкви не случайно, так как с 10 октября 1890 года священник этого прихода Симеон Попов вел «внебогослужебные собеседования, на которых раскрывались общие истины веры и нравственности, специальный противораскольнечий отдел» [41] . Опираясь на подвижническую силу священника Симеона Попова и благотворительность купца Алексея Ивановича Чернова и возникла эта школа.

В первый 1898/99 учебный год в школе обучалось 54 мальчика и 12 девочек. Большинство, а именно 64 ребенка были русскими, 2 евреями. Преподавательский состав состоял из двух человек. Учителем Закона Божия являлся священник Алексей Петрович Королев, который оставался им до окончания деятельности школы как церковно-приходской. Учительницей окончившей курсы Епархиального женского училища являлась Елизавета Чернявская[42][43]. Количество учеников постепенно увеличивалось и в 1914 году в ней обучались 103 ученика.

В 1910 году по всей Российской Империи было проведено страхование от огня всех церковных построек. Страховались, в первую очередь, церкви и жилые дома причта. В каждом благочинии создавалась специальная комиссия, члены которой исходя из габаритов, возраста и материала строений рассчитывали суммы ежегодных страховых выплат и страховой премии в случае гибели или повреждения здания. Тогда же была проведена оценка и Образской церкви. Страховая опись, в которой находится наиболее полное описание церкви и принадлежащих ей строений, сохранилась до наших дней.

В нем сообщается следующее:

«Приписанная к Псковоградской Богоявленской церкви во имя Спаса

Нерукотворного Образа с приделом с правой стороны во имя Рождества Христова. Церковь каменная при плите, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масленой краской. Длинна церкви считая и находящуюся в связи с церковью звонницу, 14 саженей, наивысшая ширина 9 саженей, высота до верха карниза главной церкви 4 сажени 2 аршина. На церкви имеется одна большая и одна маленькая (над приделом) главки. Окон в церкви больших 11 и малоразмерных 1 (у жертенника придела). Дверей входных две, приделе 1 плитная, 1 полустеклянная двустворчатая.

Иконостас главной церкви длинной 13 аршин и высотой 10 аршин (оценен в 2000 руб.) и иконостас правогопредела длинною 8 аршин и высотою 4 аршина (оценен в 500 руб.). Церковь отапливается тремя железными печами. Полы в главной церкви деревянные, в приделе кирпичные, в притворе плиточные. Колокольня в связи с церковью, звонница в один ярус общею высотой доверху карниза 4 сажени 2 аршина»[44].

Данное описание дополняет известные уже сведения. Если в предыдущих документах упоминается о том, что церковная крыша была окрашена масляною краской, то в Страховой описи указано, что была она зеленого цвета. Сведения о том, что в основном храме и алтаре полы были тесанными, дополнены информацией, что в приделе полы кирпичные, а в притворе плиточные. Кроме того, из описания становится понятно, что после 1897 года в церкви была размещена третья железная печь, по всей видимости, в приделе, также становится известно и количество оконных и дверных проемах.

В данной страховой описи мы встречаем подробные описания еще двух зданий, находящихся в непосредственной близости от Образской церкви, церковная сторожка с часовнею и церковно-приходская школа. В частности, описание сторожки-часовни гласит: «В 1 ½ сажени от церкви расположена церковная сторожка с часовнею, каменная крытая железом, окрашенным зеленой мысленною краской. Длинна сторожки с часовнею 4 сажени, ширина 1 сажень 2 аршина, высота до карниза 1 сажень 1 аршин, окно одно с двойными рамами в ширину 1 ½ аршина, в высоту 1 ½ аршина. Дверей наружных в часовне две… 1 двустворчатая плотничная и 1 двустворчатая междустенная, и встроенных две двери: 1 двустворчатая и 1 плотничная. Печь одна русская в сторожке. Коридор досчатый при сторожке длинной 2 сажени, шириной 2 аршина и высотой 4 аршина»[45].

Из описания часовни с сторожкой следует, что несмотря на небольшой свой размер она выполняла большую прикладную функцию, а именно являлась не только непосредственно сторожкой и часовней, но и как видно из анализа фотоматериалов местом безопасным в ненастную погоду для работы звонаря.

Звонница у церкви была двухпролетная и двухрядная, на ней были размещены семь колоколов, два средней величины на верхнем ряду и пять подзвонков на нижнем.

Рис. 11. Фото Образской церкви 1910-х гг. Из архива Института Истории Материальной Культуры.
Рис. 11. Фото Образской церкви 1910-х гг. Из архива Института Истории Материальной Культуры.

Касаемо школы то единственное ее подробное описание гласит: «В 2 саженях от церкви расположено здание церковно-приходской школы. Здание кирпичное, одноэтажное, длинной 5 сажень, шириной 3 сажени 1 аршин, высотой до карниза 1 сажень 1 аршин; снаружи и внутри оштукатурено, покрыто железом, окрашено зеленой масленой краской. При школе бревенчатый деревянный теплый вход, размером в длину 2 сажени, ширину 3 сажени 1 аршин и высотою карниза 1 сажань 1 аршин. Снаружи и внутри оштукатурен, покрыт гонтом. Черный вход примыкает к зданию школы и теплому деревянному входу. Черный вход построен из теса, размерами длиною 2 сажени, шириною 2 аршина и высотою 1 сажень, покрыт гонтом. Окон во всем здании 10 с двойными рамами высотой 1 аршин 10 вершков и шириной 1 аршин 4 вершка, дверей 4 двустворчатых и 6 одностворчатых плотничных. Печей 3 железных»[46].

Рис. 12. Фото 1916 года. Вид на церковно-приходскую школу и Образскую церковь.
Рис. 12. Фото 1916 года. Вид на церковно-приходскую школу и Образскую церковь.

Таким образом, можно сделать вывод, что теплый вход в школе был шириною в фасад здания и выходил на улицу, к нему же примыкал и черный вход, который расположен был со стороны церкви.

Рис. 13. Запсковье. Образская церковь. 1912 год. Открытое письмо изд. Б. М. Гобович.
Рис. 13. Запсковье. Образская церковь. 1912 год. Открытое письмо изд. Б. М. Гобович.

Подробное описание 1910 года всех построек на подворье Образской церкви, а именно церкви, сторожки с часовней и школы[47], говорит, что этот единый комплекс с постройками созданными в разные годы, а также в разном стилевом исполнении, был выполнен в одной цветовой гамме.

Рис. 14. Церковь Нерукотворного Образа. 1912 год. Автор Н.Г. Матвеев
Рис. 14. Церковь Нерукотворного Образа. 1912 год. Автор Н.Г. Матвеев

В 1911 году была опубликована книга известного псковского краеведа Николая Фомича Окулич-Казарина, в которой он говорит о том, что «Церковь строена из плиты и имеет обычную кубическую форму. Длинна ее со звонницей 14 сажень, наибольшая ширина 9 сажень, высота до верхнего карниза 4 сажени 2 аршина. На западной стене возвышается Псковская звонница о двух пролетах, с двускатным покрытием и с нишкой в передней ее части. К западному фасаду примыкает паперть-крыльцо на толстых и низких столбах, покрытых продольными желобками канелюрами; последняя деталь редко встречается в зодчестве Пскова, которое знает только четырехгранные или же круглые столбы совершенно гладкие. Боковые пролеты крыльца заделаны позднейшими стенами. За папертью идет притвор, высота коего вдвое меньше главного храма, а фасады не имеют никаких делений. Северный фасад главного храма разделен двумя лопатками на 3 части, из коих только западная имеет двухлопастную дугу; верх средней части срезан крышей, что указывает на прежнее фронтонное покрытие; на восточной части этого фасада находится довольно широкое окно, с дуговой перемычкой, захватывающее не только часть стены, но и часть лопатки: очевидно, что прежде оно было, по крайней мере, втрое уже, но впоследствии разделено в правую сторону, вследствие чего пришлось отломать часть прилегающей лопатки. На восточной стороне находится одна полукруглая апсида безо всяких украшений. На южном фасаде сделано такое же тройное деление, как и на северном, и точно также окно захватило часть лопатки. На этой же южной стороне пристроен придел, гораздо ниже главного храма. Придел пересекается поперечной вышкой, покрытой двускатной крышей, скаты коей обращены на восток и на запад. В образуемом ими фронтоне помещена ниша, имеющая форму иконы-кузова. Главный храм покрыт железной четырехскатной крышей, посреди которой поставлена глухая каменная глава, украшенная пояском из арочек с остроконечными подвышениями средних частей, что также не подходит к обычным типам Псковского архитектурного орнамента. Пять арочек опираются на маленькие едва заметные консольки. Такая же глухая каменная глава стоит и на вышке придела. Глава церкви имеет репчатую форму.

Притвор внутри покрыт тремя параллельными цилиндрическими сводами, из коих средний значительно выше боковых. Главный храм покрыт потолком, а приделы – сомкнутыми сводами. В вышке помещается чердак»[48].

Рис. 15. Образская церковь. Вид на южный придел. 1910-е годы. Из архива Института Истории Материальной Культуры.
Рис. 15. Образская церковь. Вид на южный придел. 1910-е годы. Из архива Института Истории Материальной Культуры.

Анализ архитектурных особенностей Образской церкви, проведенный Н. Ф. Окулич-Казариным в части четверика, где он приходит к выводу, что «верх средней части срезан крышей» подтверждает так же мнение других экспертов, в частности Е. Н. Морозкиной, о том, что до 1852 года крыша у центральной части храма была восьмискатная.

Спокойная жизнь церкви до 1917 года изменилась после событий этого судьбоносного года. Первой ощутила на себе новые веяния церковноприходская школа. Уже 20 июня 1917 года Временное правительство приняло постановление о передаче 37 тысяч церковно-приходских и церковно-учительских школ в ведомство Министерства народного просвещения. Однако протест Синода и широкое общественное обсуждение затормозило окончательное принятие данной меры[49].

После событий Октября церемонится с деятелями Церкви уже не стали. 11(24) декабря вышло Постановление Народного комиссариата по народному просвещению, в котором говорилось: «… из духовного ведомства дела по воспитанию и образования передаются в ведение Комиссариата народного просвещения. Передача подлежат все церковно-приходские школы (одноклассные и двуклассные), учительские семинарии, духовные училища и женские семинарии, епархиальные училища, миссионерские школы, академии и другие носящие разные названия… со штатами, ассигнованиями, движимым и недвижимым имуществом, т.е. зданиями, надворными постройками, земельными участками, с библиотеками и т.д.»[50].

По статистическому отчету в начале 1919 года по городу Пскову в части учебных заведений говорится о том, что на тот период в городе 41 школа, из которых все уже реорганизованы[51]. Соответственно с этого времени школа выходит из-под юрисдикции Образской церкви и прихода Богоявленской.

Следом Советская власть преступила к разрушению самой Русской Православной Церкви. 20 января 1918 года был принят Совнаркомом декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [52] . Этот законодательный акт хотя и нес в своей основе демократические нормы, на практике подрывал экономические основы жизни церкви. В частности, проводилась политика национализации церковного имущества, а также лишения приходов прав юридических лиц.

К середине 1920 года в целом завершилась национализация церковного имущества72. Первыми в Пскове подверглись закрытию войсковые храмы. Начало положило этому процессу передача церкви Александра Невского Омского полка в ведение Псковского участка железнодорожных сообщений, а в 1922 году ее окончательно закрыли и передали под клуб. В течение 19201922 гг. в Пскове были упразднены все домовые церкви, а с 1922 г. началось закрытие монастырей[53].

Однако приближающееся завершение гражданской войны, а также грядущее введение в стране новой экономической политики поспособствовало более терпимому отношению руководства страны к религии. В частности В. И. Ленин в тот период писал секретарю ЦК В. М. Молотову, что следует избегать всякого оскорбления религии[54].

1 июня 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома составлен акт о передаче религиозному обществу церквей Богоявления и Нерукотворного Образа[55].

Первую попытку закрыть церковь Нерукотворного образа Псковский губисполком предпринимает 4 мая 1927 года. Именно в этот день было принято постановление о закрытии церкви, но, видимо, властям пришлось отступить перед верующими.

Однако период относительного спокойствия сменился крайне воинственным нетерпением по отношению к церкви. Начало было положено на II съезде «Союза воинствующих безбожников» в 1929 году. Где прозвучал лозунг – «борьба с религией есть борьба за социализм», говорилось о необходимости объявления «безбожной пятилетки»[56].

Происходит активизация борьбы с церковью. Увеличивается кратно количество закрытых церквей. Если в 1927 году в России было закрыто 134 молитвенных здания, то в 1928 г. – 542, а в 1929 г. – 1000[57]. Осенью этого года

в инструкции местным органам НКВД и советским работникам указывалось на необходимость активизации борьбы на «религиозном фронте»[58].

Параллельно с закрытием храмов разворачивалась кампания за снятие колоколов и запрещение колокольного звона. Е. М. Ярославский, председатель Центрального совета Союза безбожников, призывал отменить колокольный звон «как нелепый обычай, вредный и мешающий трудящимся»[59].

В 1929 г. ВЦИК запретил звон во все колокола, что дало возможность местным властям их изымать. По распоряжению Центрального Исполнительного комитета эти изъятые колокола должны были использоваться в народном хозяйстве: для чеканки мелкой разменной монеты.

Рис. 16. Типичная картина 1920-х годов. Заготовка сырья для переработки.
Рис. 16. Типичная картина 1920-х годов. Заготовка сырья для переработки.

Поддерживая общую тенденцию в Псковском округе вопрос о колоколах в 1930 г. решился административно: окружной исполнительный комитет просто отдал приказ районным исполнительным комитетам снять колокола со всех церквей и передать их предприятиям [60] . Таким образом можно предположить, что к 1930 году колокола исчезли и со звонницы Образской церкви.

Ликвидации церквей в СССР в 1930-е годы происходили «большевистскими» темпами. 29 января 1930 года на заседании исполнительного бюро Центрального Совета «Союза воинствующих безбожников» был принят план первой «безбожной пятилетки», а уже 11 февраля 1930 года ЦИК и СНК СССР принял постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» [61] . Органы власти в ряде регионов страны ставили задачу полного «искоренения» действующих храмов. Так или иначе, но они к концу этого «кровавого» десятилетия почти добились своей задачи. Если к концу 1917 года число православных храмов составляло 78 767, то к 1941 году их число составляло всего 3 732[62].

Образскую церковь окончательно закрыли 9 ноября 1931 году, а здание было передано для мастерских школы «Стройуча»[63]. В период с 1930 по 1933 годы в Пскове было закрыто 30% приходских церквей, а окончательное их закрытие в городе было завершено к 1940 году[64].

С начавшейся Великой Отечественной войной связана история Псковской православной миссии на оккупированных территориях, когда произошло некоторое возрождение православия на Северо-Западе России. В этот период восстанавливаются соборы, и возобновляется в них богослужение.

К 1942 году в Пскове работали уже пять православных церквей[65].

Рис. 17. Рисунок Церкви Нерукотворного Образа, 1942 год. Автор: Hein Apel.
Рис. 17. Рисунок Церкви Нерукотворного Образа, 1942 год. Автор: Hein Apel.

Всего в августе 1942 г. на территории Псковской православной миссии действовала 221 церковь, тогда как накануне войны ни в одном храме службы не проводились[66].

Восстановление церквей продолжилось и в дальнейшем. В декабре 1943 года богослужения совершались в Пскове в следующих храмах:

1. Свято-Троицкий кафедральный собор.

2. Церковь святого великомученика Димитрия Солунского.

3. Церковь препреподобного Варлаама Хутынского.

4. Церковь святого Алексия человека Божия.

5. Церковь Михаила Архангела.

6. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

7. Церковь Успения пресвятой Богородицы в Бутырках.

8. Церковь святого апостола Иоанна Богослова на Мишариной горе (нерегулярные богослужения)[67].

Рис. 18. Крестный ход на Советской (Торговой) площади в честь открытия богослужения в Троицком соборе. 19 августа 1941 года.
Рис. 18. Крестный ход на Советской (Торговой) площади в честь открытия богослужения в Троицком соборе. 19 августа 1941 года.

За время работы мастерских школы «Стройуча» здание церкви Нерукотворно Образа скорее всего получило некоторые повреждения, которые не позволили использовать ее для церковных служб сразу после начала работы Псковской православной миссии. Однако восстановительные работы в Образской церкви проведены не были, в виду или малого ее размера, или нехватки священнослужителей, что в любом случае не позволило бы проводить в ней службы. В тоже время и использование ее под мастерские в этот период было уже невозможно. Первоначально оккупационные власти пытались использовать некоторые здания церквей таким же образом, как и советская власть. Однако активная позиция руководства Псковской Миссии и лично протоиерея Кирилла Зайца о недопущении поругания православных святынь привела к прекращению использования церковных зданий не по назначению.

Рис. 19. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в 1960 году. Фото Б.С. Скобельцына.
Рис. 19. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в 1960 году. Фото Б.С. Скобельцына.

23 июля 1944 года в результате тяжелых уличных боев полуразрушенный мощными бомбардировками Псков был освобожден. О том каковы были повреждения в ходе боев у Церкви Нерукотворного Образа точных данных не обнаружено. Однако в исследованиях Б. С. Скобельцина говорится о том, что взрывов рядом со зданием церкви не было.

Положение во всем городе после освобождения было плачевным. Псков представлял собой страшную картину разрушений: сохранилось около 15% всей городской застройки. По воспоминаниям очевидцев, Псков просматривался насквозь от железнодорожного вокзала до Кремля: ведь не разрушенных зданий практически не осталось[68].

В связи с малым количеством жилых зданий, население города размещается в любых помещениях пригодных для проживания. По рассказам Татьяны Анатольевны Федоровой ныне работающей в храме, местные жители рассказывали, что после войны в нем располагалось общежитие.

По фотоматериалам можно судить о том, что здание школы после Великой Отечественной войны оставалось сохранным, но фактических данных по целостности здания у нас нет. В 1964 году через дорогу от бывшей церковно-приходской школы было открыто новое здание школы № 12 города Пскова. Последнее изображение церковно-приходской школы датируется второй половиной 1960-х годов[69].

Также на основании фотодокументов можно утверждать, что сторожка с часовней были разрушены до 1942 года.

Рис. 20. Здание школы справа. Фото 1956 года.
Рис. 20. Здание школы справа. Фото 1956 года.

Восстановительные и реставрационные работы в Пскове начались непосредственно после освобождения города и проходили они весьма интенсивно. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Псков стал центром вновь образованной области; 5 января 1945 года СНК РСФСР принял Постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Пскова и Псковской области», а 1 ноября

1945 года Постановлением СНК СССР Псков был включен в число 15 старейших городов страны, подлежавших первоочередному восстановлению. Концепцию восстановления города и реконструкции его памятников, как строений, так и изначальной планировки старого города, разработал архитектор и реставратор Юрий Павлович Спегальский.

Однако работы в церкви Нерукотворного Образа начались только в конце 1950-х годов. Управление культуры Псковской области в июне 1959 года утвердило реставрационное задание по проведению архитектурно-археологического обмера древних частей здания Образской церкви.

В августе 1959 года в соответствии с этим заданием группа студентов Московского Архитектурного института: Владимир Выборной, Людмила Войцеховская, Юрий Муриновой, Виктор Гостевой, под руководством Бориса Скобельцына от Псковского специального научно-реставрационной мастерской были произведены обмеры здания церкви Нерукотворного Образа. В период проведения этих работ были сделаны несколько шурфов в четверике и у апсиды четверика, на расстоянии 1,5-2-х метров, результатом которых стало обнаружение оснований двух столбов, а также фундамент, смещённый относительно существующей стены апсиды на расстояние 2м. Это позволило сделать вывод Б.С. Скобельцину о том, что: 1) четверик первоначально имел не плоское перекрытие; 2) имелись столбы, на которые опирались своды и подпружные арки барабана; 3) существующая конструкция стен опирается на фундамент XVII века; 4) параллельно стене апсиды четверика была устроена подпорная стена.

Исследования, проведенные в притворе и приделе, выявили, что в северной и южной стене находились по две погребальные ниши, нарушенные в северной стене кладоискателями, а в южной при растеске в стене дверного проема.

Рис. 21. Схема расположения погребальных ниш в северной и южной стене притвора. Фрагмент из рукописного отчета Скобельцына Б.С., 1960 г.
Рис. 21. Схема расположения погребальных ниш в северной и южной стене притвора. Фрагмент из рукописного отчета Скобельцына Б.С., 1960 г.

Также Б.С. Скобельцын подробно описал ныне скрытый керамический пол XVII века в южном приделе. По его словам, аналогов этому полу среди псковских церквей и гражданских построек нет. Рисунок пола составлен из пяти элементов: квадратов, ромбов, параллелограммов и узких прямоугольников, из которых составлены полосы, ограничивающие дорожку, идущую вдоль по центру придела и западной стены до апсиды. Сама дорожка состоит из параллелограммов, ромбов и треугольников.

Рис 22. Схема керамического пола в южном приделе. Фрагмент из рукописного отчета Б.С. Скобельцына, 1960 г.
Рис 22. Схема керамического пола в южном приделе. Фрагмент из рукописного отчета Б.С. Скобельцына, 1960 г.

По обе стороны полы выложены из квадратов. Цвета изразцов пола: красновато-коричневатый (терракота), темно-коричневый и светло-жёлтый (стронциановый). Такой пол, составленный из разноцветных изразцов, придавал строгому интерьеру нарядность.

Кроме того, на основании проведенных археологических исследований Борис Степанович сделал вывод, что первоначально южный придел не имел дверных проемов ни в западной, ни в южной, ни в восточных стенах. Единственным входом-выходом в придел был дверной проем, ведущий в четверик.

Вслед за архитектурно-археологическим обмером, в 1960-1961 годах усилиями Бориса Степановича Скобельцына в Образской церкви проводятся ремонтные работы, направленные на приспособление здания для нужд склада. Сведения об этом сохранились в Древлехранилище Псковского музея заповедника. По их завершению здание приспособлено под торговую контору и склад «Росбакалеи»[70].

Сведения о выполненных работах в течении зимы и лета 1960-го года сохранились в отчете, составленном Борисом Степановичем Скобельцыным.

В отчете говорится о том, что были проведены следующие виды работ:

1. «Внутри четверика сооружено перекрытие междуэтажное (деревянное). Лестница у южной стены четверика, вход на второй этаж из южного придела.

2. Проведены аварийные работы по укреплению стен, получивших трещины в каменной кладке в результате детонации.

3. Над древним керамическим полом устроен деревянный пол, перед устройством последнего пол керамический был засыпан слоем песка. 4. Полы в четверике и притворе деревянные.

5. Над апсидой придела полностью заменена конструкция кровли, над палатой, приделом и притвором, также над четвериком, конструкции деревянные, подверженные гниению – заменены на новые. В главе заменены стойки.

6. Кровля с металлической заменена щепок.

7. В северной стене четверика на уровне существующего большого проема сооружен второй проем (всего на этой стене три проема).

8. Произведен полный косметический ремонт. Здание церкви сдано под аренду и служебное помещение Росбакалеи».

Рис.23. Здание Образской церкви после завершения ремонтных работ 1960 г. Фото Б.С. Скобельцына.
Рис.23. Здание Образской церкви после завершения ремонтных работ 1960 г. Фото Б.С. Скобельцына.
Рис. 24. Фрагмент керамического пола в Южном приделе (до консервации). Фото Б.С. Скобельцына 1960 года.
Рис. 24. Фрагмент керамического пола в Южном приделе (до консервации). Фото Б.С. Скобельцына 1960 года.

В процессе работ по приспособлению здания церкви в нем произведены не только работы по восстановлению несущих и ограждающих конструкций, но также в процессе работ были внесены изменения в архитектурные и объемно-планировочные решения: появился второй этажа в четверике с лестницей; прорублен новый оконный проем на северной стене четверика; барабан потерял свои декоративные элементы в виде пояска и мест под иконы; на воротах пострадала левая декоративная башенка (до 1960 года она находилась в относительной сохранности, после практически полностью ликвидирована).

В том же 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения[71].

Рис. 25. Образская церковь с Жабьей лавицы XVII в. 1977 г. Автор: М.А. Холод.
Рис. 25. Образская церковь с Жабьей лавицы XVII в. 1977 г. Автор: М.А. Холод.

Работы по реконструкции и приспособлению были ограничены только самой церковью. Поврежденная сторожка с часовней была полностью разобрана. Ворота и часть ограды, находящиеся в плачевном состоянии можно было наблюдать в таком виде еще в 1970-е годы.

Рис. 26. Образская церковь. 1986 год. Автор: В.П. Мельников.
Рис. 26. Образская церковь. 1986 год. Автор: В.П. Мельников.

В начале 1980-х годов ограда была отремонтирована, оштукатурена и побелена. Однако в процессе ремонта две декоративные башенки находившихся по бокам над входными воротами не были восстановлены, а также значительно поврежден декор самих ворот.

На основании фотодокументов можно утверждать, что в период с 1986 по 1991 годы с главки четверика церкви Нерукотворного Образа исчезает крест, задокументированный Б.С. Скобельцыным во время работ 1959-1960 годов. В 1991 году на его место установили крест, привезенный из Псковской церкви Алексия человека Божьего по сведениям архитектора-рестовратора Андрея Михайловича Лебедева.

В 2000 году храм передан Русской Православной Церкви, а в 2001 году его восстановлением занялся настоятель церкви святителя Николая из Виделебья игумен отец Андроник (Некрасов)[72]. По сведениям Горячевой Аллы Михайловны, прихожанки, принимавшей участие в восстановлении, отец Андроник сам лично настилал полы в приделе и разбирал межэтажное перекрытие в центральном храме. Кроме того, по словам Аллы Михайловны в период своего служения отец Андроник в притворе организовал благотворительную столовую для нуждающихся. В этот же период придел храма был оштукатурен и побелен. Он был заново освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских и открыт для богослужений. Центральная часть и притвор с папертью, несмотря на усилия, отца Андроника находились и находятся в состоянии аварийности из-за прогибов чердачного перекрытия и деформационных трещин в четверике.

После смерти игумена отца Андроника в 2002 году приход возглавил отец Евгений (Ковалев). При нем в 2004 году было выполнено газоснабжение церкви. В крыльце был установлен газовый котел и проведена система отопления. В связи с этим, на северной стене крыльца, был пробит оконный проем, что требовалось по условиям эксплуатации газового котла.

В том же 2004 году были демонтированы печки в помещениях притвора, храма и алтаря южного придела.

В 2007 году в здание церкви проложили водопровод от скважины, пробуренной рядом с крыльцом (в 3 м на север). Вода используется для заполнения системы отопления и емкостей для освящения.

В 2012 году на земельном участке соседнем с церковью Нерукотворного Образа, ул. Первомайская, д. 28, проводились археологические работы, в ходе которых было обнаружено следующее:

- мощность культурного слоя в этом месте доходит до 2,8 м;

- выявлено 3 периода развития этой территории: в XI, XIII и XV веках;

- в XI веке на обследованном участке находился некрополь;

- в XII-XIII веках там располагалась богатая усадьба;

- в конце XV века появляется деревянный настил (состоящий из нескольких ярусов), лаги которого опираются на вертикальные столбы и большие гранитные валуны.

Рис. 26. Образский III раскоп. Общий вид. 2012 г.[73]
Рис. 26. Образский III раскоп. Общий вид. 2012 г.[73]

В 2013 году из помещения крыльца была выведена канализация для сброса излишков воды системы отопления и остатков освященной воды на рельеф.

На основании проведенных исследований становится понятно, что внешний вид памятника, за время существования претерпел несколько изменений. Образская церковь была создана в дереве в 1487 году. В XVII веке церковь была перестроена в камне. В 1822 году к храмовым воротам была пристроена сторожка с часовней. В 1852 году был разобран наполовину основной храм. В 1854 году здание церкви было восстановлено по настоянию прихожан и притча Богоявленской церкви. При его восстановлении было выполнено плоское деревянное перекрытие (ныне существующее) и декоративный деревянный барабан с главою. В 1897 году в непосредственной близости от церкви была возведена церковно-приходская школа сооружение которой закончило формирование образа церковного подворья. К 1919 году школа выведена из подчинения церкви. К 1930 году с колокольни демонтированы колокола. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки, а сторожка с часовней были разрушены и впоследствии не восстанавливались. В результате работ, проведенных в 1960-1961 годах, направленных на реконструкцию и приспособление интерьера здания, пол в южном приделе засыпан слоем песка и настлано деревянное покрытие (с целью сохранности), а также организован новый оконный проем в северной стене четверика. Здание церковно-приходской школы разрушено в 1960-е годы. В результате ремонта ограды и ворот в начале 1980-х годов, уничтожены остатки двух декоративных башенок, находившихся по бокам над входными воротами, а также значительно поврежден декор.

Рис. 27. Современное состояние церкви Нерукотворного образа на Запсковье. Фото августа 2017 г.
Рис. 27. Современное состояние церкви Нерукотворного образа на Запсковье. Фото августа 2017 г.

В настоящее время объект культурного наследия используется в соответствии с его историческим назначением. Пользователем его является «местная религиозная организация православный приход храма Нерукотворного образа Спасителя города Пскова Псковской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)». Но к сожалению реставрационный проект разрабатываемый в 2017-2019 годах был отвергнут органом охраны объектов культурного наследия Псковской области не смотря на согласование экспертами и Министерством культуры России. Данное решение ставит под вопрос возможность дальнейшего существования памятника.

Ссылки:

[1] Псковская первая летопись//Полное собрание Русских летописей. Т. 4. Новгородские и Псковские летописи. – СПб., 1848 г. – с. 267 2 Там же.

[2] М.И. Кулакова Периоды строительной активности в средневековом Пскове и факторы активизации застройки// Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция: В 2 т. Т. 1. – М., 2003г. – с. 132

[3] Псковская первая летопись//Полное собрание Русских летописей. Т. 4. Новгородские и Псковские летописи. – СПб., 1848 г. – с. 267

[4] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. - М., 1960г. - с.38

[5] Псковская первая летопись//Полное собрание Русских летописей. Т. 4. Новгородские и Псковские летописи. – СПб., 1848 г. – с. 267

[6] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. - М., 1960г. - с.39

[7] Псковская первая летопись//Полное собрание Русских летописей. Т. 4. Новгородские и Псковские летописи. – СПб., 1848 г. – с. 304

[8] Лавров В. Максимов П. Псков. – М., 1950 г.

[9] Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. – М., 1985 г. - с. 15 - 17

[10] Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. – М., 1985 г. - с. 16

[11] Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. – М., 1985 г. - с. 19

[12] Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. – М., 1985 г. - с. 21

[13] Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. Т.1. – М., 2007г. – с. 133

[14] Спегальский Ю.П. Псков. Историко-художественный очерк. – Л., М., 1946г. – с. 43

[15] Спегальский Ю.П. Псков. – Л., 1972г. – с.83, с. 223 17ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1041 Л. 3

[16] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 3481 л.87-89

[17] Постников А. Б. Исчезнувшие псковские монастыри //Псков. Научно-практический, историкокраеведческий журнал. - Выпуск 24, 2006г. – с.80. 20 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.1230 л. 390 об.

[18] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.1173 л. 1 22 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.1230 л. 390 об. 23 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.1173 л. 1

[19] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.317. Л. 123-127. 25 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1042 Л. 4 26 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д.317. Л. 127.

[20] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1041 Л. 3

[21] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1042 Л. 3

[22] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 3481 л.87-89

[23] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1041 Л. 3

[24] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1041 Л. 5-6 32 РГИА Ф.796. Оп.64. д.580. Л. 66.

[25] ГАПО Ф.39. Оп.1. д.1083. Л. 113об-163 34 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 4984 Л. 12об., 13 об. 35 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1042 Л. 7

[26] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1154 Л. 26об.

[27] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1154 Л. 18об.-26. 38 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1154 Л. 17об.

[28] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1178 Л. 1об.-2

[29] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 390

[30] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 4920 Л. 174

[31] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 4920 Л. 238 об.

[32] ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 4920 Л. 259 об. 44 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 4920 Л. 168 об.

[33] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 394

[34] ГАПО Ф.39 Оп. 2 д.488 Л. 499-502, ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 996 Л. 717об.-718 об., Ф.39 Оп. 1 д. 4782 Л. 10-11 47 ГАПО Ф. 39 Оп. 1 д. 1230 Л. 393.

[35] РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 104об. 49 Спегальский Ю.П. Псков. – Л., 1972г. – с.82 50 Там же.с.80

[36] Церковь Нерукотворного Образа//Памятники истории и культуры Псковской области. Энциклопедический справочник. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opskove.ru/object/104379336?lc=ru

[37] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 393об.

[38] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 393 54 ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 393-393об.

[39] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 393об.

[40] ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 393об. 57 РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 105 58 ГАПО Ф.39 Оп. 1 д.1230 Л. 392 об.

[41] ГАПО Ф. 39 Оп. 2 д. 499 Л. 504 об.

[42] Отчет о церковно-приходских школах и школах грамотности в Псковской епархии. – Псков, 1899г. – с.34-

[43] 61 Церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа// История Псковской Епархии (Информационная служба епархиального управления) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5456

[44] РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 104

[45] РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 104об. 64 ГАПО Ф.39.Оп. 1 д. 1230 Л.393об.

[46] РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 1059

[47] РГИА Ф.799. Оп.33. д.1577. Л. 106

[48] Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову: (Любителям родной старины). - Псков, 1911. - с.197198

[49] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX века. – М.,2010г. – с. 67

[50] Попова О.В. Церковно-приходские школы в Псковской губернии в начале XX в.// Псков. Научнопрактический, историко-краеведческий журнал. - №29, 2008г. – с. 117

[51] ГАПО Ф.Р-590 Оп. 1 д.125 Л. 221

[52] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г. – с. 75 72 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г – с. 92. 73 ГАПО Ф.Р-590 Оп.2 д.66 Л.16-18.

[53] ГАПО Ф.Р-590 Оп.1 д.1327 Л.266; д.977 Л.75.

[54] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г с. 93

[55] Церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа// История Псковской Епархии (Информационная служба епархиального управления) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5456 77 Там же.

[56] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г. – с.119.

[57] Регесльсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. – М., 1996 г. – с.476.

[58] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г. – с.119.

[59] Ярославский Е.М. О религии. - М.,1957г. - С.187 82 ГАПО Ф.Р –590. Оп.2. д.152. Л.285.

[60] Проскурина А.В. Антиколокольная кампания Советского государства во второй половине 1920-х–30-е гг.// Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. - №21, 2004 г. – с.122

[61] Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. - М., 1994г. - с.45-46.

[62] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010 г. – с. 42.9

[63] ГАПО Ф.Р-2 Оп.1 д.12 Л. 247

[64] ГАПО Ф. Р-1633 Оп. 1 Д. 19 Л. 32

[65] ГАПО Ф. Р-1633 Оп. 1 Д. 19 Л. 33

[66] ГАПО Ф. Р-1633 Оп. 1 Д. 4. Л. 32.

[67] ГАПО Ф. Р-1633 Оп.1 Д.10 Л.19

[68] Андреев М., Васильев С. Псков наш! //Псковское агентство информации.[Электронный ресурс]. - URL: http://informpskov.ru/pskovday

[69] Скобельцын Б.С. Памятники древнерусского зодчества. Псков. – Л.,1968г. – с. 100

[70] ПГОИАХМЗ Ф. 716 П. Архитектура Пскова Культовые сооружения Л. 105

[71] Церковь Нерукотворного Образа//Памятники истории и культуры Псковской области. Энциклопедический справочник. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opskove.ru/object/104379336?lc=ru

[72] Церковь Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Господа Иисуса Христа// История Псковской Епархии (Информационная служба епархиального управления) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5456

[73] Яковлева Е.А. «Археология в Пскове в 2012 г.»//АИППЗ, -2012, -№ 59 – с.9 Церковь Нерукотворного Образа на Запсковье