БЕЗ КАСКИ - В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ
Самый суровый - военный 43-й год... После училища я оказался под Сталинградом, на Заячьем острове. Помню непрерывный грохот, какое-то хаотичное движение людей и машин. Кончилась белоснежная зима - кругом было сплошное месиво из грязи, снега и крови...» - так вспоминает пожилой фронтовик, семнадцатилетним парнишкой, выпускником военного училища, попавший на знаменитый Сталинградский плацдарм. Каждый день его недолгой войны (до Победы 45-го -целых два года!) росло в нем беспокойное чувство последнего смертного часа. Потом он будет вспоминать, что страха тогда не было, - напротив, приближение гибельного конца даже прибавляло сил и отваги. Среди множества фронтовых рассказов о Сталинграде не затерялся и этот, записанный дедом для внука. С детской верой в истинность чуда припадем и мы к этим сокровенным воспоминаниям, как к источнику, в зной утоляющему жажду. «Под моим началом была противотанковая рота. В то утро, которое останется в моей памяти до конца жизни, мы залегли за бугорок в ожидании немецких танков. Но их все не было... Я вжимался в недавно выпавший снег - и вдруг с какой-то ясной пронзительностью почувствовал, что меня сегодня убьют...»
Рыхлый снежок, припорошивший землю, черные стволы деревьев, а за ними, за каждым бугорком - фигуры залегших солдат. «И вдруг я вижу совсем незнакомого солдатика (поднявшегося во весь рост!) с винтовкой наперевес - лицо его было необыкновенно светлым, оно прямо-таки сияло. Я хотел ему по-командирски крикнуть: «Без каски! Ложись!» Но крик неожиданно застрял в горле. А солдат этот, проходя мимо, провел рукой по моей ноге (как раз в том месте, где у меня теперь вмятина - шрам от пулевого ранения) - и неспешно удалился в сторону передовой, скрывшись в предрассветном тумане...»
Удивительная деталь: рассказчик до сих пор сохранил в памяти то дивное разлившееся в воздухе благоухание, которое ощутил он тогда, в момент столь неожиданной встречи с незнакомцем: оно напоминало свежий, легкий аромат спелого арбуза -какой-то неизвестный или забытый запах. «Страх исчез, уступив место спокойствию и уверенности. Я хотел крикнуть ему вслед: «Назад!» - и даже схватился за кобуру, чтобы сделать в воздух предупредительный выстрел, но вдруг увидел появившиеся немецкие танки. Что тут началось — трудно даже представить! Сплошное месиво из комьев земли, обломков деревьев, человеческих тел... Помню, как меня что-то молниеносно ожгло и отбросило в вязкую жижу...»
Он свято верит, что это было настоящее чудо: остался жив в том кромешном кошмаре и был только ранен в ногу, в том самом месте, которое как бы «обозначил» утренний незнакомец. «Он спас меня!» - утверждает фронтовик. И подходит к своей любимой домашней иконе: Христос в терновом венце - в глазах Спасителя всемилостивое сострадание и нескудеющая любовь к людям. Вот Он, Тот Самый Солдат, который спас его, семнадцатилетнего, в 43-м под Сталинградом!
Чудом было и то, что тогда его подобрали санитары, - а ведь можно было истечь кровью или замерзнуть. «Тебе повезло, парень, тебе повезло...» -твердил натолкнувшийся на него пожилой санитар. Но теперь-то он знает, Кто истинный его Спаситель! Господь может совершить любое чудо. И дается оно нам по вере нашей.
Спаситель в терновом венце (воспоминание солдата о чудесном спасении на поле боя)
8 апреля 20208 апр 2020
7
2 мин