Найти тему
Булка с маслом

Почему искусство стоит так дорого?

Оглавление

Я уверен, что каждый из нас хоть раз в жизни задумывался - почему же искусство стоит так дорого? Сегодня я попытаюсь разобраться с этим вопросом на примере творчества великого художника-авангардиста - Каземира Малевича.

Каземир Северинович Малевич (1879-1935).
Каземир Северинович Малевич (1879-1935).

Начать хотелось бы с фотографии церкви, которая находится прямо в центре Москвы. Но почему церковь, а не музей? Музей не подходит для этой статьи. В галереях картины Малевича воспринимаются как обыкновенные геометрические формы, висящие на стене. А нам, как и самому художнику, необходимо увидеть новую религию, которая должна прийти на смену старому миру.

Англиканская церковь апостола святого Андрея в Москве.
Англиканская церковь апостола святого Андрея в Москве.

Малевич не первый, кто зарисовал полотно черным.

Вот, к примеру, "Великая тьма" Роберта Фладда. Эта картина была написана в 1617 году (за 300 лет до Малевича). На ней художник изобразил библейский хаос.

Или "Ночная драка негров в подвале", созданная Полом Билходом в 1882 году.

Или картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью", нарисованная в 1893 году.

Так в чем же оригинальность Малевича? Ответ прост - в отсутствии сюжета. В "Великой тьме" есть религиозный подтекст, а остальные произведения - просто шутки. А вот Малевич не шутил. Его полотно названо тем, чем и является - чёрным квадратом. Он создал его не потому, что не мог рисовать, как многие до сих пор ошибочно думают. (Специально для вас я продемонстрирую другие его работы). Каземир обладал хорошей техникой, но сознательно отказался от нее. Это большая жертва для художника. И это первое, что делает картину такой дорогой.

Теперь обратим внимание на время написания "Чёрного квадрата".

В XX веке революция была везде - в физике появляется Альберт Эйнштейн, в психологии - Зигмунд Фрейд, в философии - Фридрих Ницше. Они без зазрения совести разрушали старые идеалы и на их месте возводили новые.

В искусстве тоже назревала революция. В 1913 году состоялся первый всероссийский съезд футуристов, на котором встретились всего 3 человека - композитор Михаил Васильевич Матюшин, поэт Алексей Елисеевич Крученых и художник Каземир Северинович Малевич. Они придумали себе название - будетляне (от слова "будет"). Их цель - рушить негодное искусство и создавать на его месте новое. Первое, что будетляне сделали - создали свою собственную оперу. Она называлась "Победа над солнцем". Матюшин написал музыку, опираясь на шум и звуки улиц, Крученых написал текст на выдуманном языке, а Малевич придумал декорации и костюмы. Так и родился супрематизм - искусство, которое всеми силами стремится уйти от природы.

Через 2 года состоялась первая выставка супрематизма, которая называлась "Ноль. Десять". В ночь перед открытием Малевич не спал. Он лично развешивал 39 картин, так как не хотел, чтобы их кто-то увидел раньше времени. Малевич хотел сокрушить зрителя. И ему это удалось. Посетители, вошедшие в зал, увидели вместо портретов и пейзажей прямоугольники и круги. А в углу, у самого потолка, где обычно вешалась икона - "Чёрный квадрат". Место священного образа заняла абсолютная беспредметность, чёрная пустота.

Настало время перемен. До революции и падения царского самодержавия и оставалось чуть больше года. Но что будет дальше? Чего народу ждать в будущем? К сожалению, этого не мог сказать никто. Россию окутала неизвестность, чернота...


Малевич был акционистом - он стремился стереть грань между искусством и действительностью. Его "Чёрный квадрат" был перфомансом - своего рода предсказанием. Из "красного" угла на людей смотрело само будущее. Что может быть дальше чёрного квадрата? Ничего! Это была жирная точка. Разрушать дальше просто нечего. В этом и было новаторство художника.

Революция 1917 года.
Революция 1917 года.

Тема чёрного квадрата не отпускала Малевича. Художник не мог расстаться с этим образом, ведь это было вершиной его творчества. Каземир возвращался к этой теме каждый раз в поисках вдохновения. Он написал 4 чёрных квадрата.
Как говорил сам Малевич - "Я долгое время не мог ни есть, ни спать. Я сам не понимал , что такое сделал".

Чистый чёрный цвет почти не встречается в природе. Чёрный - отсутствие света. Таким образом Малевич вышел в ноль форм. Начал искусство с чистого листа.
Это похоже на историю норвежского художника Эдварда Мунка, который постоянно создавал копии своей картины "Крик", так как ценил ее больше всего. Есть много версий этой картины. То же самое и с "Чёрным квадратом". Выбор самого художника делает картину дороже.

Ещё один фактор, повлиявший на цену картины - судьба художника. Начиная с 30-х годов у Малевича были очень напряжённые отношения с государством. Власть хотела реалистичные изображения, а картины Каземира никак этому не соответствовали. Малевича дважды арестовывали (обвиняли в антиправительственной деятельности), но отпускали, когда в правительство СССР приходили протесты от народа.

Для выставки 1932 года Малевич, несмотря на то, что от него требовали реалистичных картин, пишет последний, 4 вариант "Чёрного квадрата". Но когда именно он ее написал? Никто не знает. На всех полотнах художник ставил не дату написания картины, а время, когда к нему приходила идея. Первый "Чёрный квадрат" датирован 1913 годом, а написан в 1915. Идея для автора была гораздо важнее, чем фактическое ее воплощение.

К.С.Малевич.
К.С.Малевич.

Последний чёрный квадрат участвовал в похоронах мастера. На гражданской панихиде, в Ленинграде, в изголовье гроба, на стене висел чёрный квадрат. Тело художника было покрыто белым холстом с нашитым на нем чёрным квадратом. Чёрный квадрат был и на крышке гроба. Этот гроб вез грузовик с чёрным квадратом на капоте. Чёрный квадрат был нарисован и на вагоне поезда, везущего тело Малевича в Москву. Над могилой художника был поставлен белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Согласно завещанию, Малевич был похоронен не на кладбище, а в лесу. Таким образом он вернулся к первоначальной идее созидания и творчества самой природы.

Теперь вы понимаете, почему "Чёрный квадрат" стоит так дорого. Он стал легендой, а легенды не имеют цены. Малевич создал новую религию, призвал людей отказываться от старой веры, посмотреть на мир иначе.

В начале 20 века рушился старый мир. Пропаганда говорила о светлом будущем, в котором все будут равны и счастливы, но какое будущее люди увидели в XX веке? Голод, война, пророчество ядерного апокалипсиса, бескрайняя чернота и неизвестность космоса. "Чёрный квадрат" Малевича в этом контексте оказался пророчеством. Он превратился в символ новой религии, в которой не оставалось места для Бога.

"Когда долго всматриваешься в бездну, она начинает всматриваться в тебя". Так и получилось с чёрным квадратом. Это не люди смотрели на картину, это картина смотрела на них в лице всего XX века.

Я не случайно начал эту статью с фотографии церкви. Этот храм долгое время в Москве считался символом старой веры, что и хотел изменить Малевич. В советское время из храма убрали всю религиозную атрибутику и разместили звукозаписывающую студию "Мелодия". Здесь писались все хиты 70-80-х годов. Таким образом религия ненадолго уступила место искусству. И я думаю, что Малевичу бы это понравилось.