Найти тему
diletant.media

Боттичелли – певец женской красоты

В истории искусства не так много художников, чье восхищение женщиной было бы абсолютным, как у Боттичелли.

На его полотнах томные чувственные красавицы задумчивы и покорны судьбе, вместе с тем они олицетворяют стойкость духа и, несмотря на наготу, непогрешимость.

Сандро Боттичелли родился во Флоренции. Вместе с братом Джованни его отдали в ученики к ювелиру. Кстати, от брата, прозванного за тучность бочонком, то есть «боттичелли», и Алессандро получил это имя.

В мастерскую Фра Филиппо Липпи для обучения живописи Боттичелли попал довольно поздно — примерно в 17 лет. По тем временам в таком возрасте молодые люди уже серьезно работали. Однако для большого художника Боттичелли это было только начало серьезного пути.

Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем, 1465−1470. Источник: wikipedia.org
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем, 1465−1470. Источник: wikipedia.org

В мастерской Боттичелли, открывшейся в 1470-м, выполнялись заказы любого уровня: от дизайна сундуков до фресок и портретов. Чтобы справиться с растущим объемом заказов, Боттичелли держал большой штат подмастерьев.

Не сохранилось никаких сведений о личной жизни Боттичелли. Известно, что у него не было ни жены, ни детей. Но он был платонически влюблен в первую красавицу флорентийского Возрождения Симонетту Веспуччи (в девичестве Каттанео). Именно ее образ появляется в большинстве работ живописца.

 Портрет молодой женщины, 1480−1485. Источник: wikipedia.org
Портрет молодой женщины, 1480−1485. Источник: wikipedia.org

Симонетта Каттанео была родом из знатной генуэзской семьи. В 16 лет она была отдана за флорентийца Марко Веспуччи, вместе они переехали во Флоренцию. В новом доме Симонетту обожали за красоту и изящество. Считается, что в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано Медичи. В 23 года девушка скончалась от чахотки. Флоренция погрузилась в траур.

Венера и Марс, 1485. Источник: wikipedia.org
Венера и Марс, 1485. Источник: wikipedia.org

В Сикстинской капелле, расписывать которую были приглашены четверо флорентийцев, Боттичелли создал три фрески.

 Три искушения Христа. 1481−1482. Источник: wikipedia.org
Три искушения Христа. 1481−1482. Источник: wikipedia.org

Получив известие о кончине отца, Боттичелли раньше срока оставил Рим и вернулся во Флоренцию, которую никогда более не покидал. К тому же в то время там уже находился Джироламо Савонарола — новый духовный лидер флорентийской аристократии.

По инициативе Савонаролы было устроено публичное сожжение произведений искусства и предметов роскоши. Не исключено, что среди них могли быть и работы Боттичелли. Сам он, уже страдавший от болезни ног, вряд ли был на церемонии.

Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500−1505. Источник: wikipedia.org
Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500−1505. Источник: wikipedia.org

Один из важных, монументальных трудов Боттичелли — иллюстрация Данте. Этот заказ Боттичелли получил от Лоренцо Медичи. Художник выполнил около 100 манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века.

Карта Ада Боттичелли, 1480-е. Источник: wikipedia.org
Карта Ада Боттичелли, 1480-е. Источник: wikipedia.org

В последние годы Боттичелли, из-за болезни практически не способный передвигаться самостоятельно, уже не работал. Его уже не воспринимали как гениального мастера — эпоха сменилась и заказывали картины у других, к Боттичелли же заглядывали в мастерскую, чтобы поболтать.

Подробнее