ВВС США в 80-е годы пополнил новый вертолёт AH-64, более известный как «Apache», рассчитанный для ведения наступательных действий. Он стал первым армейским боевым вертолётом, предназначенным для осуществления совместных боевых действий с наземными войсками и проведения противотанковых операций.
Машина AH-64 сыграла важную роль в формировании ВВС Америки, став культовой моделью. Геликоптер принял участие в нескольких вооружённых конфликтах, а также использовался при съёмке кинофильмов. На сегодняшний день он является вторым по распространённости в мире (первенство сохраняется за советской машиной Ми-24).
История
Идея использования боевых вертолётов подтвердилась по итогам применения машин AH-1 «Кобра» во Вьетнамской войне. Было неясно, какая модель станет основой в боевых частях.
Главный претендент на это место, программа разработки вертолета AH-56 «Шайенн» была закрыта в 1972 году из-за больших затрат. Попытки заменить AH-1 на S-67 и модернизированный вариант S-61 не дали результата.
К 1972 году ВВС США анонсировали программу разработки обновлённого боевого вертолёта, под кодовым названием AAH (Advanced Attack Helicopter). АН-64 «Apache» (или модель 77) был создан компанией «Hughes Helicopters, Inc.» и позиционировался как вертолёт для уничтожения вражеских бронированных средств в любых условиях и в любое время суток.
Своё название он получил в честь одноимённого индейского племени, ранее проживавшего на территории США.
Готовый образец протестировали в сентябре 1975 года. Спустя шесть лет он получил официальное название – «Apache». Первый серийный вертолёт подняли в воздух только в 1984 году, а поставки данной модели начались через год. К тому времени компания-разработчик вошла в состав корпорации Mc Donnell Douglas.
Производство данной модели продолжается до сих пор, при этом выпуск параллельно ведется компанией Boeing Integrated Defense Systems.
Модификации
ВС США высоко оценили машину. С течением времени появлялись всё новые версии «Апач», а конструкторы модифицировали вертолёт для выполнения различных боевых задач.
МодельАН-64А, разработанная специально для защиты флота и морской пехоты от вражеских военно-морских сил, а также для ведения разведки в особо отдалённой местности.
Вертолет «Апач» способен действовать на удалении до 240 км от точки базирования.
ВерсияАН-64В, обновлённая на базе опыта, полученного в конфликтах в Персидском заливе. Основными отличиями стали:
- увеличенный размах крыла по сравнению с первоначальным вариантом;
- измененная компоновка кабины пилотов;
- форсированная силовая установка;
- применены топливные баки с увеличенным объемом, обеспечившие расширение радиуса действия на 200 км.
Третьей модификацией «Апач» стал АН-64С, отличающийся снятой РЛС «Longbow» и модернизированными двигателями. В воздух машину подняли в 1992 году. Первые результаты обнадёжили заказчика, и было решено довести до стандарта 64С партию из 308 вертолетов модификации AH-64A. Но к 1993 году программу сочли неэффективной, а затем закрыли.
Серия AH-64D «Longbow» представляет собой еще одну попытку улучшить характеристики вертолета. На машинах подняли антенну выше плоскостей винта и установили улучшенную версию двигателя Дэш 701С и T700-GE-701С. Список вооружения дополнили противотанковыми ракетами AGM-114 «Hellfire». Модернизацию прошли 227 вертолётов«Апач». В эксплуатацию обновлённые модели ввели в 1996 году.
Модель AH-64E «Guardian» представляет собой дальнейшее развитие AH-64D. По сравнению с предшественником имеет существенные изменения:
- лопасти винтов «Апач» изготовлены из композитных материалов;
- применена улучшенная версия двигателя мощностью по 2000 л.с каждый;
- установлена новая электроника и система управления;
- применен обновленный радар управления вооружением, система обнаружения целей и передачи данных.
Конструкция
Фюзеляж «Апач» стандартной формы (полумонокок), сделанный из алюминиевых сплавов и высокопрочных и вязких материалов. Машина построена по одновинтовой схемес 4-х лопастным несущим и рулевым винтами. Хвостовой винт Х-образной конфигурации является менее шумным, а расположение лопастей под разными углами подавляет часть шума, производимого несущим винтом.
Имеется съемное крыло малого удлинения.
За посадку «Апач» отвечает 3-х стоечное, нескладное шасси с одним хвостовым колесом и усиленной амортизацией. Оно выдерживает нормальную посадку (со скоростью до 3,05 м/с) и экстренную (до 12,8 м/с). Допускается взлёт и посадка вертолета с поверхностей с небольшим углом наклона (до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном).
На геликоптере «Апач» применили передовое на момент создания оборудование. Все системы наведения, отслеживания цели и оценки поля боя располагались в носовой части.
В состав оборудования вертолета AH-64входили:
- Система обнаружения и указания цели TADS.
- За обеспечение ночного видения лётчиков отвечает система PNVS, представляющая собой усовершенствованную версию комплекса FLIP. В состав оборудования входит бортовая система ИК-обзора передней полусферы с 30 кратным увеличением.
- Шлемы пилотов «Апач» оснастили комплексной системой прицеливания IHADSS. Она даёт возможность полноценно управлять имеющимся вооружением посредством движения головы.
В электронно-оптическую систему TADS (Target Acquisitionand Designation Sights, система ночного видения) входят:
- лазерный указатель, оснащённый системой слежения (LRF/D);
- система ИК-обзора передней полусферы;
- телевизионная система отображения, работающая в дневное время (DT).
Система PNVS давала пилоту «Апач» всю актуальную информацию, необходимую для выполнения боевых задач. Вся техника вертолёта давала лётчикам следующие углы обзора:
- ± 120° по азимуту.
- +30°/-60° по углу места.
За полёт вертолета «Апач» отвечают два турбовальных двигателя, взлётная мощность каждого составляла 1695 л.с. Моторы AH-64 установлены в гондолах по бокам фюзеляжа. Подача топлива осуществлялась из двух защищённых баков, совокупная ёмкость которых равна 1157 л. Один бак установлен за сидением летника, а второй – за основным редуктором. Дополнительно на крыльевых узлах подвески вооружения можно прикрепить 4 подвесных топливных бака по 870 л.
Снизу и по бокам кабина пилотов защищена бронёй. Между сиденьями установлена прозрачная защитная перегородка, сделанная из кевлара и полиакрилата. Броня AH-64 обеспечивала частичную защиту от бронебойных пуль калибром до 12,7 мм и снарядов малокалиберных зенитных орудий. Дополнительную защиту несут топливные баки, а также применено дублирование гидравлических систем.
Экипаж машины «Апач» состоит из 2 человек, расположенных тандемно в кабине. Впереди установлено кресло второго летчика-оператора бортового вооружения. За ним расположено приподнятое на 483 мм рабочее место основного пилота.
Вооружение AH-64 «Апач» располагается на 4 подвесках под короткими крыльями.
Вооружение комбинировали в различных пропорциях, исходя из целей и задач операции. Здесь размещали:
- до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (поражавшие точечные цели и оснащённые автономной системой наведения);
- 76шт 70-мм ракет со складным оперением «Hydra»;
- на концах обоих крыльев можно было разместить УР «Стингер».
Кроме этого под фюзеляжем «Апач» установили одноствольную автоматическую пушку M230E1 «Chain Gun» с максимальным боекомплектом на 1 200 патронов.
Боевое применение
Разные модификации «Апач» использовались в известных военных конфликтах, например, во время боевых действий 1989 года в Панаме или при проведении операции «Буря в пустыне» в 1991 году (тогда задействовали больше 200 вертолётов AH-64).
Впервые в бою AH-64 «Апач» испытали во время вторжения американцев в Панаму в декабре 1989 года. Опыт использования был небольшим: задействовали лишь 11 геликоптеров данной модели, и несколько раз пустили (успешно) ракеты AGM-114.
Более значимую роль они сыграли во время операции «Буря в пустыне». Тогда «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, ударив по иранским радиолокационным станциям в Багдаде и уничтожив обе РЛС. В военных действиях с иранскими войсками АН-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство (было уничтожено от 200 до 500 танков и иных единиц бронетехники).
Вертолеты показали себя как техника, годящаяся для поддержки наземных сил. За весь период операции потеряли всего 3 вертолёта «Апач».
Боевое оснащение позволяло «Апач» успешно уничтожать танки, нанося удары с дальних дистанций.
Это не только делало вертолёт недосягаемым для наземной техники, но и позволяло AH-64 уничтожать цели вдали от ближайшей зоны поражения ПВО противника (до 8 км), делая «Апач» более сложной мишенью. В результате, ПЗРК того времени («Игла», «Стингер» и «Верба») также не могли поразить вертолёт и прикрыть свои танки от их огня.
Далее «Апачи» применялись в 1999 году в Югославии. «Апач» в ходе операции сил НАТО использовались в Албании и поддерживали планируемое сухопутное наступление в Косово. В реальных боевых действиях вертолёты так и не поучаствовали, лишь несколько раз были задействованы в тренировочных полётах и участвовали в защите авиабаз.
Пик использования AH-64 пришёлся на 2003 год. Тогда состоялось вторжение в Ирак, где они активно использовались в бою. Здесь было испытано несколько модификаций вертолёта «Апач», например, AH-64D.
Состоит ли на вооружении в настоящее время
ВС США до сих пор используют AH-64«Апач», располагая шестьюстами вертолётами. Данную модель приобрели ВС союзников Америки:
- Израиля.
- Саудовской Аравии.
- Египта.ОАЭ.
- Греции.
- Англии.
- Китая.
- Нидерландов.
- Индии.
- Южной Кореи.
- Японии и ещё нескольких небольших государств.
Всего было произведено больше 2 000 вертолётов«Апач». Особенности конструкции AH-64 позволяют модернизировать его новыми, более современными боевыми системами.
Выводы
Ключевым моментом в истории применения AH-64 стала война в Ираке. За вертолётом «Апач» закрепилась характеристика модели, предназначенной для поддержки наземных единиц с воздуха и уничтожения бронетехники врага.
Сложнее стало, когда против американцев в Ираке начали вести партизанскую войну. Из-за изменения тактики возросло количество потерянных AH-64. Ряд машин «Апач» подбили во время полёта над городскими кварталами при неожиданном обстреле с земли, застав пилотов врасплох. В такие моменты сложно определить, откуда нанесли удар, поэтому пилоты не могли провести противозенитные манёвры.
Здесь проявились и недостатки бронирования вертолёта. Броня покрывала большую часть корпуса, но защищала лишь от огня из пулемётов и некоторых малокалиберных зенитных орудий. Находясь поблизости к ПЗРК, АН-64 был максимально уязвим. Плюс, задокументированы случаи, когда пилоты «Апач» были ранены от выстрелов по машине из автомата Калашникова.
Вертолет «Апач» не стал идеальным оружием, но успешно выполнял возложенные на него задачи. Вертолётостроение получило активное развитие, а США занял лидирующие позиции в производстве подобных летательных аппаратов.