Гамаюн и Финист, голубка и Пегас, Ярила и Древо жизни - какие хорошие знаки подает нам славянская мифология, ожившая на стенах станции метро Перово. Символ прощения и новой жизни, истоки существования и вековая мудрость, знак света, тепла и радости - вот, что окружает пассажиров здесь.
Войдите в павильон станции метро Перово, отвлекитесь на несколько минут от суеты и осмотритесь. Над вами – световые волны, уходящие вдаль рябью, не то воды, не то птичьих перьев, на которые подул ветер. И представьте, как шесть веков назад в здешних охотничьих угодьях раздавался клич рожка, давая сигнал к началу охоты на тетеревов. Здесь с XV века стояла слобода великокняжеских бортников и тетеревников. Неспроста на флаге Перово на зеленом фоне изображены золотой охотничий рожок и белое перо.
А теперь взгляните на барельефы на стенах. Их восемь пар, все связаны с символами славянской мифологии. Сразу бросается в глаза, что на них много разных птиц, и реальных и мифологических. Что же делать – все-таки название станции Перово обязывает. Попробуем разгадать тайный смысл изображений на барельефах.
1. Голубка
В средневековье голубка - символ прощения, примирения. И непременный атрибут Благовещения, Крещения, Троицы. В современных традициях пару голубей выпускают молодые на свадьбе. Полетят голуби в высоту вместе – быть в семейной жизни ладу, ну а если полетят раздельно – жди споров. У христиан голубь – это посланник мира. А у древних язычников голубка – символ женского плодородия.
2. Солнце
Здесь солнце разделено на день-ночь (интересный графический прием, как негатив на фотопленке) и на 4 сезона. В славянской мифологии за движение солнца в определенный сезон года отвечал свой бог: зима – Коляда, весна – Ярила, лето – Купала, осень – Овсень. И если о трех первых богах-братьях мы что-то знаем даже из школьной программы, то про Овсень как-то немного знаний. На деле же, Овсень – это мост в будущее, по которому он первым идет в наступающий новый год. В неизведанном будущем Овсень опять же первым встречает нечисть, рассеивает ее и прокладывает людям путь, как бы говоря: "Добро пожаловать в новую жизнь!"
3. Финист
Финист- Ясный Сокол - персонаж преданий и сказов. О нем складывались притчи и легенды, особенно в Сокольниках, там есть и Триозёрье, и Волчья загубь, где сгинул Финист. ( Мистические места в Сокольниках: как попасть и не пропасть?). На этом барельефе изображен не пикирующий сокол, как на родовом тотеме династии Рюриковичей, а сидящий. Поэтому скорее всего это изображение сокола – Первоптицы. По верованию древних славян именно сокол стоял у истоков жизни.
4. Древо жизни
Цветущее дерево и птица не вершине… Есть такое сказание. Давным-давно, когда не было еще ни земли, ни неба, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба. На их ветвях сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, а потом кинулись в море и принесли со дна камешки и песок. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила. А у славян Древо жизни совмещает в себе вековую мудрость: правь – явь – навь.
5. Гамаюн
Вещая птица, изображаемая с головой девы. По славянской мифологии птица Гамаюн – посланница богов. Она поет людям божественные песни о будущем. Только вот понять ее может только тот, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает все на свете – и о небе и земле, о богах и героях, о людях и чудовищах, о зверях и птицах.
6. Пегас
Крылатый конь. Пришел из греческого мифотворчества, сын Посейдона и горгоны Медузы. Летал с быстротой ветра. И как прислужник Зевса носил его гром и молнию, символизируя грозовое облако. Такой вот предвестник грозы.
7. Веночек из цветов
Символ Ярила. Каждый год в апреле славяне отмечали праздник возрождения жизни. В селениях появлялся всадник с огненно-рыжими волосами на белом коне. На голове – венок весенних цветов. Это славянский бог весны, света, тепла и радости – Ярила. Произошло его имя от «яр», имеющего несколько значений: весенний свет и тепло, неуправляемая юная сила, страсть и плодородие. Очень светлый и насквозь позитивный барельеф.
8. Конь или лев?
По этому персонажу до сих пор звучат споры. Кто-то говорит, что здесь конь с головой льва, изрыгающий пламя. То есть практически знак апокалипсиса. Кто-то настроен более позитивно и в изображении видит льва с высунутым языком.
С изготовлением именно этого барельефа связана одна странная история. Когда до сдачи барельефов оставалось совсем немного времени, заболел один из ключевых скульпторов. Пригласили другого мастера. И удачно, все было выполнено в срок и качественно. Но так спешили, что тонкости сюжета и соответствие эскизу не проверили. Разместили готовые барельефы на стенах. Уже потом появились версии и домыслы появления такого неоднозначного рисунка.
Любите историю и путешествия? Читайте на нашем канале:
Перово: спальный район или родина леших и земля русского Робин Гуда?
Что почитать во время карантина: 5 серий книг
Пещерное метро Стокгольма: 47 сказочных галерей
Если понравились истории - ставьте палец вверх. Подписывайтесь на наш канал, у нас - о самых интересных, малоизвестных и эксклюзивных местах Москвы, России и Европы.
Путешествуйте вместе с нами.