В последнее время на фоне роста напряжения в обществе участились сообщения о подростковом суициде. Это явление наблюдалось во все времена и было связано с крайним проявлением болезненного подросткового кризиса.Только за последние месяцы больше десяти подростков сделали шаг навстречу смерти. Что происходит? Скорее всего, такие поступки являются полидетерминированными, т.е. имеют как внешние, так и внутренние причины, как субъективные, относящиеся к особенностям личности, так и объективные, заключающиеся в особенностях окружения человека.
Рост напряжённости и конфликтности в обществе может влиять на эмоциональное состояние людей и, следовательно, на обострение внутренних конфликтов личности. В это время у практических психологов растёт число обращений за помощью. Благодаря интернету, телевидению и печати любая информация, в том числе и о суицидах, быстро распространяется, широко обсуждается, иногда излишне красочно и эмоционально. Создаются группы в интернете проповедующие суицид, привлекательность смерти и т.п. И среди пользователей много подростков. Обратите внимание, на каких сайтах «просиживают» ваши дети.
Известно, что в компании подростки ведут себя иначе , чем обычно. Например, совершают поступки, которые никогда бы не совершили в одиночку.Это подобно заражению. Идентифицируясь друг с другом, поддерживая, они усиливают свои суицидальные желания. Зацикливаются, постоянно обдумывая и обсуждая только эти темы. Взгляд на мир сужается, и мысль о роковом поступке становится навязчивой.
Однако, не каждый ребёнок, даже имея суицидальные желания и вращаясь в подобных сообществах, осуществляет их в действительности. Это происходит, когда страх перед жизнью становится сильнее страха перед смертью. Обычно такой ребёнок находится в психотравмирующей ситуации, а его личностные особенности (тревожность, депрессивность, низкая самооценка, особенности нервной системы, агрессивность и др.) создают почву для рокового желания. Его окружение: семья, друзья, учителя, их поведение и реакции могут способствовать нарушению общения с этим ребёнком, разрыву эмоциональных связей, отвержению, непониманию. За каждым печальным случаем – своя конкретная история и судьба.
Мы опросили ребят 14-15 лет, а что они думают о таких поступках? Ни один из ребят не стал обсуждать сам поступок, а речь была о подростках, которые их совершили. Мнения были разные: «жалко, не успел пожить», «вот смелый, я бы так не смог», «эгоист, даже о родителях не подумал», «слабак, слабовольный» и т.п. В большинстве характеристики были категорично отрицательные, обвиняющие.
Во многих школах «по горячим следам» проводятся лекции и классные часы с целью профилактики суицидов. Однако, такие мероприятия могут иметь и непредсказуемый эффект и даже нежелательный. Представьте себе, что ребёнок с суицидальным намерением слышит отрицательные характеристики от одноклассников и учителей о таких же, как и он. Это может усилить в нём чувство вины . Всё это может стать толчком к суицидальной попытке. Поскольку этот вопрос очень болезненный, то главным принципом профилактики должно стать - «не навреди». Поэтому в школах целесообразно проводить диагностику и выявлять ребят группы риска. Затем необходима индивидуальная работа с этими детьми и их семьями опытных психологов, психотерапевтов или даже психиатров. Суицидальные желания часто бывают проявлением психического заболевания и родители не должны бояться проконсультироваться по больным вопросам у психиатра.В классах можно проводить социально-психологические тренинги, которые помогут ребятам справиться с агрессией, тревогой, научат успешно разрешать конфликты, лучше узнать себя, а главное научиться общаться. Ведь именно нарушения в общении лежат в основе подростковых проблем.
Безусловно, очень много зависит от общения и отношений в семье, от взаимодействия подростка с родителями. Ведь чаще всего неадекватное воспитание и конфликтная семейная обстановка и становятся почвой для рокового желания ребёнка. Ссоры, конфликты, строгие наказания и рукоприкладство, тотальный контроль, эмоциональное отвержение присутствуют во многих семьях. Отсюда и такие чувства детей как непонимание, одиночество, обречённость, безнадежность, ненужность. Поэтому часто помощь психоаналитика нужна именно родителям. Приходится слышать от родителей: «Я много работаю, у него всё есть, он всем обеспечен. Что ещё ему надо? А он ужасно себя ведёт». Обеспечить ребёнка материально, конечно необходимо, но не надо забывать о детской душе. Ведь ничто не может заменить ребёнку внимание, понимание, эмоциональное общение, поддержку и ласку самых близких людей. А без этого не сформируется доверие к миру, не наполнится детская душа верой надеждой и любовью. Ведь именно они и являются внутренней силой подростка, опорой в жизни. Именно они дают возможность противостоять соблазнам, трудностям, стрессам и роковым желаниям.
Дорогие родители, сделайте шаг навстречу своим детям, постарайтесь наладить контакт и доверительные, добрые отношения. А если вам нужна помощь, то обращайтесь к профессиональным психологам.
Удачи вам, чуткости и благополучия.