Что общего между собакой, батутом и…трубой. В принципе, ничего, кроме того, что на основе них в 90-ые был снят видеоклип, который сразу запомнился телезрителям канала «2х2» (помните, был такой, где с утра до вечера крутили отличную музыку для изголодавшихся по ней жителей постсоветского пространства).
Камера была установлена так, что батут был не виден, а в кадр поочередно взмывали подпрыгивающие на нем темнокожая балерина, забавный брейкдансер, клоун с хула-хупом, озорной фокстерьер, какие-то еще персонажи и, в конце концов, трубач, чем-то смахивающий на молодого Ричарда Гира. Труба, кстати, тоже в паре кадров взлетает в воздух абсолютно отдельно от своего владельца.
Сама музыкальная композиция 3 o’clock jump, несмотря на определенную сдержанность (в отличие от видеоряда), позволяла заподозрить достаточно высокий потенциал и самого солиста, и изгибающихся за его спиной музыкантов с духовыми инструментами, среди которых выделялся кучерявый мулат с огромным басовым саксофоном. Но в центре внимания все же оставался явный лидер коллектива, успевавший и еле уловимыми кивками головы руководить музыкантами, и выдувать звуки, которые по манере и тембру невозможно спутать с любыми другими, произведенные не менее великими трубачами современности. Кто же этот стройный франт, с такой любовью нажимающий на вентили своего инструмента?
Так российский слушатель впервые познакомился с Хербом (или как трактует википедия – Гербом) Алпертом.
Мне, с детства неравнодушному к медным духовым инструментам: мой отец играл в симфоническом оркестре на тромбоне, - его имя уже было знакомо. Как-то раз в маленьком музыкальном магазинчике на Мальте я купил компакт-кассету с одним из альбомов, прельстившись портретом господина с трубой на обложке. Надо сказать, ни разу потом не пожалев о своей покупке. Музыка Алперта и его коллектива сочетала в себе и фанк, и лаунж, мелодии были ненавязчивыми, но запоминающимися, а ритм-секция заставляла тело непроизвольно подрагивать в такт при первых звуках практически любой композиции.
Тогда я даже не мог представить, но сейчас эта информация ни для кого не секрет: родители музыканта встретились в США, куда его отец эмигрировал из под …Киева, а мать – из Румынии. Сам Алперт, помимо известности на музыкальной ниве, так же прославился как успешный бизнесмен, основав звукозаписывающую студию A&M Records. А еще он увлекается абстрактной живописью и скульптурой. Недавно ему исполнилось 85 лет!
Духовой оркестр «The Tijuana Brass»
Но начиналось все в 50-ые годы прошлого века, когда молодой композитор, писавший шлягеры для тогдашних эстрадных кумиров, собрал духовой оркестр, названный The Tijuana Brass, в репертуаре которого были собственные композиции. Нашлось место и использованию колоритных фольклорных мелодий. Испанские, греческие, мальтийские – в общем, средиземноморские темы от «Бесоме Мучо» до «Сиртаки» становятся визитной карточкой творчества Алперта того периода.
В дальнейшем группа и ее лидер брались и за переработки известных композиций. Так в конце 60-ых их плодовитые губы выдули такой зажигательный приджазованный «Sunny», что нам, знакомым с этой вещью по исполнению Boney M, с трудом удается узнать ее с первых аккордов. Поклонники The Beatles, возможно, будут удивлены, увидев на одной из пластинок … Ob-la-di, Ob-la-da! Осталось дело за малым: послушать и сравнить с оригиналом.
Людям постарше, кто впервые будет знакомиться с музыкой, записанной Хербом Алпертом, может показаться, что нечто подобное они слышали даже по советскому телевидению. Немудрено: композиции The Tijuana Brass часто использовали для музыкального оформления телепередач, документальных фильмов и кинозарисовок, брали в качестве заставок известных программ не только за рубежом, но и у нас. Tijuana taxi, Spanish Flea, 3rd Man Theme - точнехонько переносят нас в эпоху то ли расцвета итальянского кинематографа, то ли «Кабачка 13 стульев» - симбиоза польской сатиры и советского телевидения. И тут же полная лиризма Mae, где в утреннюю идиллию вдруг врываются звуки парижских улочек.
Сольная карьера Херба
В начале 70-ых годов Алперт распускает коллектив и начинает сольную карьеру, в зените которой им был написан главный хит, давший название альбому 1979 года – Rise. Композиция действительно отличная, но мне больше по душе Rotation (с того же диска) с такой внутренней энергией, что впору сравнить ее с бомбой замедленного действия.
Клип Red Hot Video, выпущенный в 1983 году (задумайтесь только!), несмотря на явные признаки, только зарождающейся эпохи визуализации музыки, смонтирован очень современно. Эстетика с налетом эротизма, характерная для итальянского кино того времени, надеюсь, не помешает восприятию тонких кадров с чувственными пальцами музыканта, ласкающими свой инструмент.
Так что, может быть, уже стоит бежать искать знаменитого трубача, вернее, носители с его творчеством, благо только золотых и платиновых у Херба Алперта набралось без малого 30 альбомов! Удачи в поисках и наслаждения при прослушивании!
Ставьте пальчик вверх, подписывайтесь на канал, читайте другие статьи на нашем самом джазовом и музыкальном канале в Дзене!
С уважением, любитель качественной музыки и музыкальный обозреватель Академ Джаз Клуба - Боря Ленц.