Я отец двух дочерей - шестнадцати и десяти лет отроду. И всю последнюю неделю наблюдаю за мучениями своих детей в школьном онлайн-обучении. Складывается ощущение, что в школьном образовании происходит экстренное латание дыр, у дирекции школ отсутствует какое-либо понимание о том, что происходит у учителей, детей и их родителей.
Проводится какая-то имитация обучения, ощущение чего-то некачественного и второсортного. Происходит некоторая попытка хоть как-то занять учеников, учителей, а также родителей. Спасение утопающих в онлайн-обучении становится делом рук самих утопающих: изучи школьный материал сам, выполни задания сам, пришли учителю на проверку сам, ну, или, в крайнем случае, с помощью старшей сестры или родителей.
Самое печальное, что отсутствует даже в рамках одной школы какая-либо системность - одному учителю нужны задания в тетради, второй хочет провести занятия в zoom, третьему нужны рефераты, а четвертый требует подготовить презентацию о достопримечательностях Лондона в Power Point. В девятом классе с этим то сложно разобраться, а представьте себе, что младшая дочка в четвертом классе должна как-то к этому подступиться. С какой стороны?
Я понимаю, что никто на 100% к этой ситуации не готов. И степень готовности конкретного учителя происходит от того, насколько он готов воспринимать цифровые технологии. Но готовы ли они?
Учитель по физике грозится поставить двойки всему классу за то, что дети не вышли в Zoom в 9 часов утра. А как они могли выйти, если не знали, что в это время должно быть занятие. Видите ли, учитель скинул сообщение одной из учениц. В итоге виноваты, конечно же, дети. И это происходит в одном из лучших лицеев города. А представляете, что творится в школах районов Чувашской Республики?
Знакомая преподает математику в восьми классах. В классах по 25-30 детей. В среднем нужно проверить 200 работ за разовое домашнее задание. Так как запись математических формул на компьютере достаточно сложное занятие не только для детей, но и для взрослых, то они решают в тетрадках и фотографируют свои работы. Учителю проверять сотни мутных фотографий с решениями - то еще удовольствие. Может лучше объяснить задание ребенку и дать пару примеров для решения, а потом в школе спросить их?
К сожалению, качество учебного процесса не становится выше.
Фактически обучение детей легло на плечи родителей и радости от этого у них не наблюдается. Родителям и детям целыми днями приходится совместно делать уроки, снимать видеоролики, читать стихи на камеру, фотографировать домашние задания на телефон с плохой камерой и отсылать их учителю на Вайбер или электронную почту. Не все родители могут объяснить своему чаду упражнения, а есть семьи, где отсутствует хотя бы какой-нибудь старенький компьютер и связь в интернет.
Хорошо, что наш учитель предлагает детям материалы на сторонних ресурсах, таких как «Ростелеком.Лицей» или «Учи.ру», где можно дополнительно изучать и закреплять учебную программу, делать домашнее задание без помощи взрослых, готовиться к экзаменам. «Ростелеком.Лицей» – это проводник в мир онлайн образования для школьников.
Здесь можно увидеть лучшие онлайн-курсы, тренажеры, индивидуальные занятия с репетитором по всем школьным предметам, понять какой сервис лучше подойдет ребенку, и выбрать оптимальный путь подготовки к экзаменам или улучшения успеваемости, а также выстроить персональную траекторию обучения.
Хочется верить, что вся это стрессовая ситуация разрешится через пару недель переходного периода. Но вот как быть старшеклассникам, которым предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ и которые, и так находятся в стрессовой ситуации. Они теряют драгоценное время, и многие уже свыклись с тем, что подготовиться к экзамену можно только с репетитором. Теперь вот еще и с онлайн-репетитором за 1 рубль. Потратить 1 рубль в месяц за доступ к цифровому сервису образования и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ мечта каждого родителя. Была мечтой, теперь уже реальность.
Главное сейчас - продолжить учебный процесс. Никто не ждал, что будет легко.