В фильме Я легенда вирус стал последствием применения современной вакцины против рака. Сначала у испытуемых проявились положительные результаты, но спустя время, модификация генов человека привела к вымиранию почти всего человечества. Герой Уилла Смита подчеркивает, что 90% людей просто умерли, заразившись вирусом, 9% превратились в жутких тварей, которые теперь населяют Землю, и только у 1% был иммунитет.
Вампиров, с которыми приходится сталкиваться каждый день главному герою книги Я легенда, он условно делит на два типа. Первые из них – обладают остатками разума – он ведут себя похоже на людей, дразнят его, женщины пытаются соблазнить – они даже разговаривают, причем временами почти осознанно. В заключительной части романа Ричарда Матесона оказывается, что эта часть вампиров с разумом, функционируют и живут почти как раньше – за исключением приобретенных слабостей. Таким образом, в книге происходит определенная эволюция, где выжили сильнейшие, пускай они уже не те люди, что населяли планету раньше. Вторая подгруппа вампиров – существа, похожие на зомби или животных. Естественный отбор работает таким образом дальше. Сильные убивают слабых.
Оказывается, что у них есть своя община, которая пытается освоиться в новом мире. Важнейшая мысль книги, что герой Смита сам стал монстром для этих вампиров – он каждый день убивает их близких, ставит на них эксперименты. Он стал зверем, оказавшись в меньшинстве, и его за это казнят – толпа требует.
Альтернативная концовка фильма Я легенда куда глубже и ближе к книге Ричарда Матесона. Хотя не все о ней знают и не все видели такой вариант фильма режиссерской версии или хотя бы альтернативную концовку отдельно. Там герой Уилла Смита осознает, что существа пришли сюда не просто по следу, но они хотят забрать особь женского пола, над которой он ставил эксперименты. За ней пришел зомби мужчина, который, видимо, у них здесь лидер. Герой Смита просит Анну открыть дверь. Он делает женской особи укол и она просыпается. Мужчина обнимает ее и берет на руки. Все же в них осталось что-то человеческое и подобие разума. Герой Смита понимает, что это он был монстром все это время и смотрит с сожалением на снимки своих бывших подопытных.