Найти в Дзене
Andrew Pangolin

Дикий Запад Дальнего Востока. Алдонка - Эрдыгэн.

Предыдущая серия

... Вдоволь наевшись плюшек, заблаговременно купленных на вокзале и напившись брусничного чаю, приготовленного Андреем ещё ночью, двинулись дальше.

Надо сказать, что процесс доставки продуктов в магазин семейного предприятия - дело непростое и регулярное. Раз в неделю - это минимальное количество рейсов. Помимо магазина семьи, в посёлке имеется ещё два таких же небольших магазинчика, снабжение которых осуществляет второй траппер этих мест на аналогичном же транспорте, переделанном из вахтовки.

Казалось бы - конкуренция, сбои в поставках у одного порождают дополнительную прибыль у другого. Но - не на Диком Западе. От регулярности снабжения посёлка напрямую зависит благополучие всех его пятисот жителей. Ясное дело, железная дорога имеется, но погрузить вагон продуктов, организовать его перемещение и разгрузку - занимает несколько дней, полупустой же вагон гонять невыгодно совсем. Из этого сразу проистекает состав этих самых продуктов: скоропортящиеся железной дорогой не повезёшь, соответственно, помидоры, огурцы и прочие кабачки с фруктами посёлку будут недоступны. Знамо дело, суровый дальневосточный народ и на крупе сможет прожить довольно долго, мясо и ягода имеются. Но жизнь и так непроста в этих краях, так что дополнительно её усложнять - это, конечно, в духе философии самоотрешённости и несгибаемости нашей страны, но без необходимости уж совсем перебор выходит.

Так и несут в некотором роде социальную миссию перевозчики. Один сломался - второй делает два рейса в неделю, за себя и за другого. Радости по этому поводу не испытывают, ибо дорога...

Дороги нет. То есть она есть, но просто потому, что в семидесятые её построили. Больше ничего с ней не делали и продолжают не делать сейчас.

... Подъехали к первой реке и остановились на берегу. Я созерцал бегущие воды и задумался, зачем мы сюда приехали - моста было не видать.

- А чего мы тут? По делу?

- Да, сейчас блокировку включу...

- Аааа... дык мы прям так? А мост?

- Я ж говорил, мостов нет.

- Что, совсем? Я думал, некоторые остались... Это ж не ручей.

- Вот потому и блокировка. Здесь яма дюже неприятная в русле, если встанем - купаться будем до четверга, пока второй не приедет.

- Понятно...

Я наблюдал за манипуляциями водителя, у которого что-то не получалось и размышлял об относительности приемлемых решений в условных "здесь" и "там".

"Здесь" перспектива застрять на двое суток в случае, если что-то пойдёт не так, рассматривается как приемлемое условие для принятия решения. "Там" же задержка на два дня - это катастрофа, провал, неудача и ужасное развитие событий. "Там" на такие условия не идут, а если что-то подобное случается - высокопоставленный, по сути, бездельник изойдёт на крик и пот, и, выкатывая багровеющие от давления глаза, будет обвинять назначенного виноватым во всех доступных пониманию грехах. Меж тем сутью этого будет всего лишь перекладывание отвественности на зависимого для того, чтобы отчитаться перед вопрошающим. Вот и вся арифметика.

Мегаполисный деляга скажет, что эти неудачники просто не ценят своё время, его у них навалом, но оно там ничего не стоит.

Мне же, пока я глядел на то, как Андрей вышел осмотреть колёса, пришла в голову совсем другая мысль: городской невольник любого ранга живёт в плену времени, искусственная нехватка которого создана для того, чтобы ему некогда было остановиться и осмотреться. Проверить колёса, так сказать. Обитатель же этих и других подобных мест сам управляет своим временем. Оно не менее ценно, чем время городского бегуна в колесе, но ценность эта понятна, осязаема и разумна. И орать на него некому.

И тогда стало неочевидным понимание того, кто же добился большего...

Среднестатистический мост на дороге. Рядом видны следы ремонта, проводившегося раньше силами заинтересованных местных жителей, но время беспощадно и нынче ремонтировать уже нечего...
Среднестатистический мост на дороге. Рядом видны следы ремонта, проводившегося раньше силами заинтересованных местных жителей, но время беспощадно и нынче ремонтировать уже нечего...

Когда всё сложилось как нужно и переправа оказалась позади, я задал простой, но, как оказалось, не совсем, вопрос:

- А в среднем сколько времени уходит у тебя на поездку в одну сторону?

- Не бывает в среднем. Бывает только здесь и сегодня. Сейчас вот сухо, дождя, снега нет. Неделю уже не было - так что есть шанс сегодня приехать, может даже засветло...

- А как бывает?

- Да бывает прогноз посмотрел, сел, рванул на загрузку, а там что-то затянулось, чего-то нет, что-то сломалось.. На три дня завис - и всё.

- Что - всё?

- А то. Тайфун пришёл, реки вздыбились - и сиди, кури. Реки короткие, тайфуны долгие. Неделю сидишь, две.. Всяко бывает.

Андрей замолчал, докурил сигарету, аккуратно затушил в банке из-под кофе и продолжил:

- Но так я, конечно, больше не попадаюсь, это по молодости было (на момент разговора ему не было и сорока). Сейчас стараюсь правильно оценивать силы... Но тоже - прилетел фронт, вылил воду - и крадёшься в реке по стёкла, снесёт, или нет, кто его знает.

- А что, сносит?

- Уазы почему не ездят? Не потому, что речки не пройдут. Ты прогуляйся ниже мостов, полюбопытствуй..

Уточнять я не стал.

После очередного поворота на обочине, если можно так выразиться, внезапно показался стоящий грузовик, что само по себе событие. Я было удивился, обнаружив полуприцеп-самосвал чешского происхождения в таком неожиданном месте, но вопрос задать не успел.

- О! Бутлегер, бл...! Поломался что ли?

Сказано было не то злорадно, не то с издёвкой, как мне показалось сначала. Но позже я понял, что это просто манера изъясняться, ничего эмоционального в себе не несущая. Так вот они там говорят. Да и не только там.

- А может просто отдыхает? - сморозил я очередную глупость от обитателя Ленинградской области.

- Да ну нахрен, кто ж здесь отдыхает? Низина, у реки, сожрут к х..м, пока спишь..

Остановились спросить, чем помочь. Мимо здесь не проезжают, но это общечеловеческий закон, можно было и не упоминать.

Водители были знакомы, да и по-другому на такой дороге быть не может. Случилась лёгкая неприятность: самосвал, пересекая реку, пропорол колесо. Явление это вполне ординарное, строители БАМа не были слишком щепетильны в утилизации обрезков металлоконструкций. Эхо стройки :)

Неприятность сама по себе весила полторы сотни килограммов, так что помощь оказалась не лишней - водрузить её в кузов даже при помощи имевшейся у хозяина лебёдки занятием было непростым.

Встреча на Амяксине. Освобождать проезд незачем - третий возможный участник трафика на тропу в тот день не выезжал :)
Встреча на Амяксине. Освобождать проезд незачем - третий возможный участник трафика на тропу в тот день не выезжал :)

Владелец Татры был вполне доволен сложившейся ситуацией:

- Хорошо, бл.., что пустой иду! Гружёную эту дуру домкратом не поднял бы, сидел бы вас ждал!

- А я сегодня и не собирался, вот, науку в Урдале дожидался, так бы ночью проскочил - Андрей не преминул заметить, как сказочно повезло коллеге.

- Да, хорошо, что подъехали, намаялся бы один - коллега согласился.

- Как там дальше, не размыло?

- Нееет, автобан, пролетите как по асфальту!

На том и распрощались. Я ехал и не мог понять, зачем самосвал, который обычно возит щебень, везёт его в Эрдыгэн. Совсем не укладывалось в голове, ибо карьер в районе посёлка однозначно был и даже частично действовал. Других мест, пригодных для перевозки щебня, впереди не значилось.

- А зачем он щебень к вам таскает?

Андрей посмотрел на меня как на идиота. Задумался, оценивая мои умственные способности, потом что-то понял и рассмеялся.

- А почему ты решил, что он его туда возит?

- Ну он сказал, что пустой, не просто же катается...

Дальневосточный траппер задумался, потом что-то решил и поведал:

- Это самосвал для щебня. А в кузове стоит цистерна, которую не видно. Заправок у нас нет, а машины в посёлке есть. И ехать, в общем-то, есть куда. Не бичевозом же в канистрах возить...

- А зачем самосвал?

- Так топливозаправщик ты задолбаешься согласовывать, разрешения получать и мзду платить. Золотой бензин выйдет, лучше уж совсем без него тогда. А так тентом накрыл - и вот.

- И что, гаишники не лазят смотреть?

- А они сами потом топливо возить в посёлок будут, или разницу доплачивать местным?

Такое вот бутлегерство. Вроде и неправильно, а если задуматься - иначе всё равно хуже.

... Эдыргэнская тропа в любое время года не мёд и не сахар. Зимой, когда, казалось бы, реки должны замерзать и можно бы гонять туда-сюда, подстерегает иная напасть. Реки короткие, текут с сопок. Замерзают и так из рук вон плохо, а при подходе к мостам русло ещё и сужается, течение ускоряется и, направляемое морозами, стремится поверх неверного льда. Так образуются наледи. Моя разведка была в конце мая и от наледей остались рожки да ножки, но к марту они достигают высоты трёхэтажного дома. И даже Камазу приходится несладко - оторванные бамперы и погнутые рычаги толщиной в руку - обыденное явление. Если добавить ко всему этому необходимость греть зимой продукты, которые не должны мёрзнуть, а летом - охлаждать те, что не должны протухнуть, радость лёгкой наживы торговца перестаёт казаться очевидной. Просто каждый делает своё нелёгкое дело - вот и всё.

Остатки былой роскоши.
Остатки былой роскоши.
Зимой это великолепие достигает пролётов моста, иногда - низа перил. Мост на фотографии имеет высоту от воды до пролёта метров семь - восемь.
Зимой это великолепие достигает пролётов моста, иногда - низа перил. Мост на фотографии имеет высоту от воды до пролёта метров семь - восемь.

Путь перевалил за середину, из серьёзных препятствий впереди оставалась крупная река, которую нужно было пересекать дважды.

- Года два назад работали строители, ставили через неё мост для себя. Благодать была целый сезон, а потом разобрали и увезли, одни опоры оставили.

Андрей сетовал на строителей и делился мыслями построить мост на оставленных опорах. Вот так вот немудряще - достроить мост на стометровой реке. А пока мы проехали её по старинке, по ведомому местным рейнждерам маршруту.

Камаз в реке. Скриншот с видео.
Камаз в реке. Скриншот с видео.
То же, от выезда на другой берег. Слева, ниже моста, видны оставленные строителями опоры, на которых предполагалось возобновить мост. Тоже скриншот.
То же, от выезда на другой берег. Слева, ниже моста, видны оставленные строителями опоры, на которых предполагалось возобновить мост. Тоже скриншот.

Дальше дорога была сравнительно простой, но сильно разгоняться, несмотря на кажущуюся комфортность покрытия, было бы опрометчивым решением. В лужах, в изобилии водившихся на местных магистралях, вполне могли скрываться неведомые глубины, способные запросто оторвать мосты на автомобиле зарвавшегося водителя и обречь его на долгое прозябание в таёжной реальности.

Собственно говоря, в своего рода сезон дождей, а это июль - сентябрь, дорога так же представляет собой постоянную опасность, требующую терпения, спокойствия и выдержки. Торопиться - нельзя. Если решить, что река уже достаточно опустилась и рвануть через неё когда условия то ли проходимые, то ли нет - конец предсказуем: машина на боку в потоке, водитель, если повезёт, выполняет нормативы по выживанию в мокрой одежде в мокром лесу. Чаще не везёт - тёплой вода не бывает никогда, а быстрой - всё время.

Меж тем приближался конец маршрута, солнце клонилось к горизонту, а небо заволакивало непонятным оранжево-жёлтым маревом.

Коварные лужи и марсианские оттенки.
Коварные лужи и марсианские оттенки.

- А что это за дымка?

- Тайга где-то горит...

Андрей вглядывался в периодически прорезавшийся горизонт, но направления пожара видно не было.

- Далеко горит пока, дыма не видно. Спать сегодня будем...

- А если бы видно было?

- Дежурили бы. С пожарными..

- А мчс?

Андрей фыркнул и ничего больше не сказал. В пути мы были уже восемь часов и никакая привычка к тяжёлому труду не могла нивелировать усталось от жары, тряски, немилосердного рычания двигателя под кабиной и вездесущего запаха солярного выхлопа. Я тоже чувствовал себя уже совсем не очень, а мне не нужно было следить за дорогой и крутить руль. Так что водителя я вполне понимал и перспектива сна меня тоже привлекала гораздо больше, чем ночные упражнения по противопожарной защите.

Через какой-то час пути мы пересекли реку во второй раз, въехали в посёлок и остановились у семейного магазина. Время его работы давно истекло, но он всё ещё был открыт и у входа ожидали трое парней, желающих подзаработать.

Глядя на Андрея, выпавшего из кабины и тяжело опустившегося на ступеньки у входа, я как-то сразу оставил появившиеся было краснознамённые мысли об эксплуатации богатеющим классом пролетарской прослойки - ни один вышедший из кабины персонаж к разгрузке четырёх тонн продуктов готов не был.

Я достал из кабины рюкзак, подошёл попрощаться, но Андрей руки не протянул. Прикурив сигарету, он поднял на меня взгляд и затянулся.

- Приходи ужинать часа через полтора...

Я был совершенно не против, поскольку на неуютной кухне меня ожидал доширак.

- Спасибо. А куда?

- Да, от магазина в гору иди, машину у дома узнаешь...

- Хорошо, приду.

- Ну давай, до встречи...

Камаз тоже устал.
Камаз тоже устал.

《Предыстория

Продолжение 》

Оглавление