Найти в Дзене
Todor Tichomirov

Верх-Исетский пруд. Неизвестный альбом группы "ЧайФ"

Оглавление
Пожалуй, нет ни одного человека на постсоветском пространстве, да и диаспоры граждан стран бывшего СССР за рубежом, не знающих песен одной из самых искренних и душевных отечественных рок-групп - "ЧайФ". Тем более, группа является своего рода эталоном стабильности, успеха и его сохранения, вечной юности и теплоты душевной. Тем не менее, даже в её истории до недавнего времени существовало небольшое белое пятно. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
Обложка альбома "Верх-Исетский пруд" группы "ЧайФ"
Обложка альбома "Верх-Исетский пруд" группы "ЧайФ"
Как известно, дискография "чайфов" открывается магнитоальбомом "Жизнь в розовом дыму", состоящим из двух частей - "Волна простоты" и "Дурные сны". Но есть и предшествующая ей работа, которая не имела широкого распространения и является (в том числе, по сегодняшним меркам) показателем "как закалялась сталь". Речь идёт об альбоме "Верх-Исетский пруд" (или "Визовский пруд").
"ЧайФ" периода записи альбома "Верх-Исетский пруд". Справа налево: Олег Решетников, Вадим Кукушкин, Владимир Шахрин
"ЧайФ" периода записи альбома "Верх-Исетский пруд". Справа налево: Олег Решетников, Вадим Кукушкин, Владимир Шахрин
На момент записи никакой группы ещё не существовало, да и названия "ЧайФ" ещё не было. Но зато у Владимира Шахрина был огромнейший багаж песен, которые стоило бы записать. И такой случай ему предоставился аккурат в 1984 году. Причём первоначально песни составляли сугубо акустические наброски, которые исполнялись Шахриным дома перед родными и близкими, а также - друзьями. Среди таких друзей были юные меломаны Олег Решетников и Вадим Кукушкин. Последний был большим экспериментатором в музыкальном плане и горел идеей создать собственную группу.
Именно Кукушкин и Решетников согласились помочь старшему товарищу в аранжировке и записи песен. И если вопросом поставки материала занимался сам Шахрин, аранжировкой - все трое, то техническая сторона вопроса легла на плечи Кукушкина, благо тот имел некий опыт в звукозаписи.
Олег Решетников и Владимир Шахрин во время записи альбома
Олег Решетников и Владимир Шахрин во время записи альбома
Первоначально названием группы рассматривался как раз вариант "Верх-Исетский пруд" (или "Визовский пруд"), благо именно под таким названием был составлен треклист будущего альбома. Но, к счастью, вариант названия группы стал названием самого альбома, так как уже во время записи Кукушкин предложил вариант "ЧайФ" - в честь того самого напитка, который пили музыканты на репетициях и записи работы, а особенно - в честь самого ощущения, который тот вызывал.
Жанр, в котором записывался альбом, по крайней мере, можно считать акустическим блюз-роком, благо из-за минимального состава и некой бедности инструментария в другом жанре вряд ли сыграешь.
Кроме трио Шахрин-Кукушкин-Решетников в записи принял участие ещё один будущий постоянный участник "чайфов" - Владимир Бегунов, на тот период - просто хороших друг и товарищ Шахрина по школьной и вузовской скамьям, а также - по армии. Во время записи "Пруда" Бегунов играл на басу в некоторых композициях - первоначально басистом думали сделать Кукушкина, но тот не смог её осилить досконально.
Владимир Шахрин
Владимир Шахрин
Но даже такой недостаток Вадик смог компенсировать, устроив в некотором роде "театр у микрофона" - с помощью бытовых бутафорских шумов по типу грохота посуды, криков пьяного соседа либо же наливания пива, а также подыграв Шахрину и Решетникову на панк-трубе. Кстати, создателем "инструмента" выступил тот же Кукушкин, сконструиктировав его из обыкновенной трубки для акваланга.
Запись альбома заняла ровно один день (точная дата записи - 10 июня 1984 года), а до широкого слушателя он шёл без малого 32 (!) года. И, как нельзя кстати, пришёлся ко двору - поклонники "чайфов" - как старые, так и новые - сумели воочию услышать, как зарождалась одна из будущих рок-легенд, не теряющих свой авторитет спустя десятки лет!
"Верх-Исетский пруд" стал единственной работой для трио Шахрин-Кукушкин-Решетников - осенью Кукушкин уйдёт в армию, на его место в состав вольются Бегунов (теперь уже как гитарист и автор песен) и басист Антон Нифантьев. Решетников же покинет группу в 1987 году - скажутся тяжести гастрольного графика и различия с коллегами во вкусах и взглядах.
Что касается Кукушкина, то он продолжит работать на рок-стезе, но больше как поэт, чем как исполнитель. С "чайфами" его свяжут дружба и соавторство в нескольких песнях. Нерелеализованные в рамках группы идеи Вадик сможет реализовать в 1988 году в сольном альбоме "Харакири".
Вадим Кукушкин исполняет свои партии на панк-трубе
Вадим Кукушкин исполняет свои партии на панк-трубе
За время хранения "Верх-Исетского пруда" в запасниках, 98% треклиста альбома сумели найти свой приют на других "чайфовских" работах и войти в "золотой фонд" отечественного рока.
Вадим Кукушкин, Владимир Шахрин и Олег Решетников в процессе записи альбома
Вадим Кукушкин, Владимир Шахрин и Олег Решетников в процессе записи альбома

Треклист альбома "Верх-Исетский пруд"

  1. Бичи
  2. Моя квартира
  3. Пиво
  4. 33 маршрут
  5. Дурные сны
  6. Джинсовый фрак
  7. Диадас
  8. Я не дорос
  9. Хей-хей
  10. Квадратный вальс

Участники записи

  • Владимир Шахрин - вокал, гитара, губная гармоника, автор текстов и музыки
  • Вадим Кукушкин - вокал, панк-труба, шумы, звукорежиссёр
  • Олег Решетников - ксилофон, перкуссия, шумы
  • Владимир Бегунов - бас-гитара
P.S.: для тех, кто спросит, почему пруд кроме Верх-Исетского называется ещё и Визовским. Второе название произошло от аббревиатуры ВИЗ - Верх-Исетский завод. Данное предприятие специализируется на металлургии, а пруд был вырыт для нужд самого завода.

При написании статьи автор отсылался на следующие авторитетные источники:

  1. Карасюк Д.: История Свердловского рока. От "Эльмашевских битлов" до "Смысловых галлюцинаций" (Кабинетный учёный, 2016)
  2. Карасюк Д.: Ритм, который мы... Свердловская рок-энциклопедия (Кабинетный учёный, 2016)
  3. Карасюк Д.: Чайф. Рок-н-ролл - это мы. Семейная сага (ООО "Издательство АСТ", 2017)