Глобальная пандемия, по словам ученых, приводит к снижению «сейсмических» шумов во всем мире. Информационное же поле «ломится» от вибраций. Как распознать фейк, найти достоверные источники, уберечь свой бизнес в сфере печатных СМИ и какие перемены нас ждут? Об этом рассказал генеральный директор ИД «Аргументы и Факты» Руслан Новиков.
Как «корона» отразилась на рынке печатных СМИ?
Сегмент печатных СМИ – это традиционный офлайн бизнес. Но есть несколько традиций и моделей потребления. Так, подписная модель не изменилась: подписчики продолжают регулярно получать газеты в свои почтовые ящики. Но самый популярный способ – это, всё-таки, розничное распространение. Традиция утром покупать любимую газету в киоске – именно она сейчас ломается. Все дома и всё дома: работа, личная жизнь, быт, свободное время. В то же время, сейчас существует большой спрос на достоверную информацию. Любые катаклизмы провоцируют огромное количество фейков. В этом смысле рост спроса на контент диджитал-проектов издателей очень заметен и легко объясним. Это лояльность и доверие к брендам издателей и тяга к достоверной и профессионально изложенной информации.
Повлияло ли введение карантина на объем продаж «АиФ»?
Влияет очень сильно. Закрываются нестационарные торговые объекты (НТО: киоски, «ручники»). Люди сейчас не покупают, не потребляют прессу в привычном им режиме. Те печатные издания, которые распространялись в основном через НТО, сейчас испытывают существенное падение. «АиФ», безусловно, тоже испытывает снижение объема продаж. Но у нас большой подписной тираж и серьезное присутствие в торговых сетях, в ритейле. Хотя и в магазины сейчас люди ходят гораздо меньше, но эти каналы распространения работают и доступны.
Вот сейчас очень популярно мнение, что будущее – в диджитал. Допустим. А как насчет тех, кто привык каждое утро покупать свежую прессу в киоске?
Безусловно, будущее в диджитал. Но согласитесь, кофе в картонном стаканчике на ходу сейчас тоже не доступен. И его пока тоже не могут покупать, как раньше, как и прессу в киоске. Уверен, за 1-2-3 месяца люди не только не откажутся от любимых традиций и ритуалов, но и очень сильно соскучатся по ним. И восстановят в числе первых, вернувшись в привычный уклад и распорядок жизни. Вернутся и кофе, и утренняя газета.
Какую роль играют СМИ в современном мире? На примере текущей пандемии – они помогают, информируя население, или же, наоборот, вызывают панику и истерию, запугивая людей?
СМИ, как и власть, всегда под прицелом и ударом общественности. Когда у тебя много контента, тебя обвиняют в создании паники и истерии. Когда контента мало – наоборот, подозревают в замалчивании фактов. Профессиональные СМИ находятся в постоянном поиске «золотой середины». Проверенные бренды СМИ – всегда несут ответственность за публикуемую информацию и не дают фейков.
Вот актуальная и яркая иллюстрация того, насколько людям важна достоверная информация: Италия – страна, катастрофически страдающая сейчас от ковида и несущая страшные потери, показывает бурный рост спроса именно на печатную прессу.
Наша задача – распространять достоверную и проверенную информацию. Выбор у аудитории есть. Даже сейчас. Некоторые СМИ, например, вводят фильтры, кнопки, исключающие новости о коронавирусе.
Информация порой очень сильно разнится. Например, одни говорят, что важный симптом – насморк. Другие – насморк к COVID-19 отношения не имеет. Как читателю не потеряться в этой пучине «разношерстной» информации?
В отличие от блогеров, которые часто выдают в эфир первое, что услышали, СМИ, повторюсь, дают проверенную информацию и несут за это ответственность. Мы опираемся на источники, следим за официальными данными, данными, например, ВОЗ. Вирус – совершенно новый, с течением времени информации о нём появляется всё больше, всё детальнее, она уточняется, дополняется и даже меняется. Как не потеряться? Следить за информацией в качественных и проверенных СМИ.
Но каждая страна выдает свою интерпретацию и других сфер – политики, экономики, причин и последствий. Как научиться фильтровать информацию и отделять зерна от плевел?
Сейчас время объединения. Объединения над преодолением глобальной проблемы. Это центр сосредоточения и приоритет. А рецепт – всё тот же: пользоваться проверенными источниками информации.
Какие шаги предпринимает «АиФ», чтобы адаптироваться под текущие обстоятельства?
Шаг за шагом, если даже сейчас обернуться, сделано и делается очень многое и много нового.
Примерно на 3 недели ранее, понимая, что происходит, до официальных призывов к самоизоляции мы начали самостоятельно готовиться к переводу работы в удалённый режим и к моменту «икс» мы были уже готовы, а все инструменты адаптированы под работу на «удалёнке».
Сейчас мы наряду с оперативной работой и выпуском актуальных проектов о коронавирусе реализуем проект «Антивирус», посвящённый добрым делам и социальной ответственности бизнеса в этот период.
Усиливаем продвижение подписки на издания. Подписаться на газеты и журналы очень легко не выходя из дома и бесконтактным способом. Перенесли оффлайн-конференции пресс-центра «АиФ», очень популярные и цитируемые в СМИ, в онлайн формат.
Разместили в формате онлайн-спецпроекта на AiF.ru большую городскую фотовыставку «Московская промышленность – фронту», которую организовал Департамент инвестиционной и промышленной политики г. Москвы: она должна была быть размещена в столице на Зубовском бульваре.
Одно из самых классических и консервативных СМИ, флагман нашего издательского дома, еженедельник «Аргументы и факты» тоже меняется. Для привлечения внимания к угрозе распространения коронавируса, для информирования большой федеральной аудитории о важности соблюдения всех мер и ограничений в борьбе с этой угрозой были изменены уже несколько первых полос «АиФ», снабжены важными обращениями, хештегами и всеми необходимыми для выполнения этой миссии атрибутами. Такого мы не делали никогда. Первая полоса «АиФ» - всегда была неизменным каноном.
Вообще кризис – это регресс или начало прогресса?
Любой кризис – это регресс в моменте, за которым следует рост. Смена модели потребления – начало нового роста.
Какое будущее ждет печатные СМИ – Ваш прогноз?
К настоящему моменту не прошло столько времени, чтобы рынок принципиально изменился. Мы, конечно, будем должны возвращать позиции. Но главное, печатная пресса как канал распространения и получения информации остаётся востребованным. Контент печатной прессы – он «другой», уникальный. Да, аудитория печатных изданий плавно снижается. Думаю, к такому плавному тренду мы вернёмся. Не исключаю и ренессанса прессы. Прессы как модного и эксклюзивного атрибута, например, по аналогии с виниловыми пластинками. Прессы – как способа провести личное время, погрузившись в чтение интересных, пусть и не горячих, материалов, аналитики. Прессы как источника исключительно достоверной и качественной информации, подготовленной профессиональной редакцией и созвучной с интересами и запросами на состав контента конкретной аудитории.
Придумайте правило «трех С» для печатных СМИ, которое будет актуально после «короны»?
Буквы алфавита будут другие, но предложу свой вариант: «Достоверные Аргументы и Факты».