Найти в Дзене
Арам Манукян

Самое страшное наводнение в истории Москвы

В конце апреля 1908-го Москва переживала самое мощное наводнение за всю историю. 16 квадратных километров затопленных территорий еще в той, небольшой и нестоличной Москве, отключение света, грязевые потоки и нечистоты, смытые с берегов, словом, апокалипсис!

1908 г.
1908 г.

В 1908-м наводнение пришлось на Пасхальную неделю. Многие москвичи разговлялись после поста на крышах своих жилищ. Ставили самовар и принимали гостей.Пик «большой воды» в Москве тогда пришелся на 10-14 апреля (это 23-27 апреля по новому стилю). Московский генерал-губернатор Владимир Джунковский вспоминал, что «на одну треть Москва покрылась водой»:

"Где я еще накануне проезжал верхом, проехать уже нельзя... Дорогомилово было отрезано от города, и попасть в Дорогомиловский народный дом я не мог. Со стороны церкви Благовещения в Ростовском переулке открывался чудный вид. Насколько хватало глаза, весь противоположный берег реки Москва, все улицы обратились в море сверкающей воды, к Потылихе и Воробьевым горам глаз тонул в безбрежном пространстве бурлившей воды. Только вдали виднелся как бы висящий на воздухе мост Окружной дороги... На Павелецком вокзале вся площадь была залита водой. Последний поезд отошел в 6 часов вечера с большим трудом, колеса не брали рельсов, наконец, с разбега удалось поезду двинуться, и он, рассекая воду подобно пароходу, вышел на сухое место..."

-2

Джунковский красиво и даже романтично описал картину московского потопа. Правда, не упомянул о горах нечистот, которые скапливались в сугробах на берегах реки в течение всей зимы, а по весне подхватывались уже течением реки. Свалки на берегах Москвы-реки вообще были делом обычным. Самая большая находилась на месте, где уже в советское время устроят Парк культуры и отдыха имени Горького.

-3

Большое половодье будет в Москве и потом. Вода затапливала Якиманку и другие территории в 1926-м, 1931-м. При этом летом уровень воды в реке Москве падал настолько, что в некоторых местах ее можно было перейти вброд, а навигация становилась практически невозможной.

Только в конце 1930-х проблема постепенно стала решаться. Было построено несколько гидроузлов с водохранилищами (вместо предлагавшихся еще в начале века резервуаров). Но главное - сооружен Канал "Москва-Волга" имени Сталина, на строительстве которого погибло несколько тысяч узников лагерей. Потом его переименуют в Канал имени Москвы.

Подписывайтесь на YouTube-канал "Привет, столица!"