Наверняка вы встречали взрослых, которых умиляет лепет и сюсюканье из уст их внуков и племянников. До тех пор, пока ребенок не идет в школу. И те же бабушки и тети качают головой: «А так говорить разве нормально?». Стоп, разберемся, в каком возрасте неправильное произношение еще можно считать нормой, а в каком пора прислушаться к вездесущим родственникам.
Детский лепет: до каких пор это норма?
Для начала родителю надо определиться, реальна ли проблема. Дело в том, что в определенном возрасте дети могут имитировать неправильное произношение с целью привлечения к себе внимания.
Слово логопеду. Климова Марина, портал «Логоправ»:
«Одним из проявлений нарушений в детской речи, особенно у девочек, может быть стремление получить внимание и любовь. Например, такая ситуация не редкость, когда в семье появляется еще один малыш. Или необходимо завоевать авторитет у «сюсюкающего» взрослого, поэтому ребенок подстраивается под новые обстоятельства».
Запомним: до 4 лет (в среднем для детей обоих полов) произносить нечетко шипящие, рычащие звуки — норма. Если есть еще и другие проблемы, обратитесь к логопеду или психологу вашего детского сада (в некоторых садах они есть в штате), ведь именно эти специалисты ведут наблюдения за вашим ребенком чаще всего.
Как понять, что назревает проблема с произношением?
Речевые дефекты подразделяют на несколько разрядов в зависимости от особенностей нарушения. Если мы имеем в виду только неправильные «л», «р» и «ш», то это фонетическое нарушение. Как мы уже сказали, у среднестатистического ребенка оно постепенно исчезает после 4-го года жизни. Но есть еще и те дети, которые к этому имеют узкий активный словарь.
На заметку: если малыш мало и плохо говорит, а вы уже переходите в старшую группу — самое время посетить логопеда. Это не больно и не зазорно, наоборот, в некоторых учреждениях есть замечательные логопедические группы, где с детьми работают ежедневно и интенсивно.
Еще один звоночек для родителя — изменение темпа речи. Если ребенок в возрасте 3 лет начинает говорить либо слишком быстро, либо слишком медленно, но все равно непонятно — записывайтесь к специалисту, чтобы предотвратить будущие проблемы не только в общении, но и в обучении.
В каком случае обращаться к логопеду?
Нарушения в речи могут быть обусловлены не просто плохими познавательными способностями, а родовой травмой или несовершенствами слуха, артикуляционного аппарата. Чтобы вовремя предотвратить последствия и узнать истинную причину, просто наблюдайте за развитием ребенка с первых дней жизни.
Совет: ищите на просторах интернета речевую таблицу Гвоздева. В ней подробно и доступно расписаны все этапы развития речи у подрастающего человека от 0 до 7 лет (источник: журнал «Логопед», 2005, №4.)
При встрече специалист расспросит вас о содержимом медицинской карты ребенка, проведет тестовые упражнения, чтобы составить представление о проблеме. И только после этого скажет, нужны ли вам занятия или нет.
Что можно сделать самостоятельно
Часть задач можно решить и дома без помощи логопеда:
- Ввести в ежедневный обиход пальчиковые игры и усиленные занятия на развитие мелкой моторики (лепка, перебирание круп и прочее);
- Скачать логопедические распевки и разучивать их вместе с малышом (только по конкретной группе звуков);
- Читать вместе книги для развития речи.
Наша подборка:
- С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»;
- Е. Косинова. «Большой логопедический учебник»;
- Н.А. Волошина «Артикуляционная гимнастика для девочек».
И помните, что не все речевые нарушения — это строгий приговор! А вы еще слушаете досужих теть и их советы?