Современные ученые предполагают, что испанка была самой страшной пандемией в истории человечества как по числу умерших, так и заразившихся. Считается, что всего испанку подхватило около 550 миллионов человек или 30% населения земли. Умерло по разным оценкам от 17 до 100 млн человек или 2,7−5,3% населения Земли.
Разбираемся, откуда пошел вирус, почему он унес столько жизней и возможна ли такая же смертоносная пандемия сегодня.
Как все начиналось
11 марта 1918 года
продолжается Первая мировая война
военный тренировочный лагерь, штат Канзас, США
Рано утром в лазарет тренировочного лагеря ВВС США обратился повар и рядовой кавалерии Альберт Гитчелл. Буквально за сутки у него резко поднялась температура, заболело горло, появились кашель и озноб. Врачи посчитали, что это простуда, и положили Гитчелла в лазарет. Однако уже через пару часов туда обратились новые пациенты, которые жаловались на те же симптомы. К вечеру 11 марта в лазарете было уже около пятисот заболевших.
Случай в Канзасе – первая зарегистрированная вспышка испанки. Однако ученые предполагают, что болезнь возникла не в США. Скорее всего она, как и коронавирус, пришла с востока – вероятно, опять из Китая. Считается, что первая вспышка заболевания состоялась еще за несколько лет до описываемых выше событий.
Так или иначе, в апреле 1918 года испанкой был охвачен весь Средний Запад США. Из-за того, что американские солдаты в это время активно участвовали в Первой мировой войне, случаи заболевания появились и в Европе. Однако с уверенностью сказать, что распространение испанки весной 1918 года началось именно из США нельзя. Возможно, это кто-то из солдат, вернувшихся в Америку с фронтов войны, привез туда в штаты заболевание.
Как "новый грипп" стал испанкой
Испанка быстро распространилась по западному фронту. Этому способствовали постоянные перемещения солдатов, антисанитария в военных лагерях и поселениях беженцев, недостаток медикаментов и продовольствия. К маю 1918 года заболевшие появились во Франции, Британии, Италии, Германии и Испании.
Испания не участвовала в Первой мировой войне. Местная пресса тогда не была так подвержена цензуре, как издания стран коалиций. И пока остальные государства отмалчивались, в Испании заговорили о новой болезни. Тем более заразились первые лица государства – сначала король Альфонсо XIII, затем премьер-министр и другие члены правительства.
С легкой руки журналистов из других стран болезнь назвали испанкой или испанским гриппом.
Хронология смертей
К концу весны 1918 года первая волна испанки закончилась. Число заболевших было катастрофическим: только в одной Франции заразилось 75% солдат. В Испании число заболевших перевалило за 8 млн человек, то есть 39% населения страны. Однако болезнь протекала почти как обычный сезонный грипп, осложненный пневмонией. Число погибших не превышало обычные статистические данные, а вылечившиеся приобретали иммунитет.
Вторая волна испанки началась в августе того же года и стала еще более масштабной. С остатками русской армии болезнь проникла на территорию России. Осенью она появилась в Индии, странах Латинской Америки, Китае.
Пик заболевания пришелся на октябрь-ноябрь 1918 года. Тогда штамм вируса мутировал. Он стал убивать очень быстро: всего за несколько дней заболевший умирал. Американская медсестра Джози Браун вспоминала: «Морги были упакованы до потолка штабелями трупов. Не было времени лечить больных, мерять температуру, давление. У людей были такие носовые кровотечения, что кровь стреляла по комнате».
Иногда реакция шла еще стремительнее – всего за пару часов легкие человека заполнялись кровью, и он не мог дышать. Парадокс заключался в том, что болезнь прежде всего поражала людей в возрасте 20-40 лет с сильным иммунитетом, а не стариков и детей.
К декабрю испанка, распространившаяся почти на весь мир – кроме, пожалуй, пары островов в Океании и Австралии, которая ввела строжайший карантин и ограничила все морское сообщение (на тот момент – единственное с этим материковым государством), – пошла на спад. На фоне этого в Австралии открыли границы. Уже через несколько дней после этого в стране появились заболевшие и умершие от испанки. Зимой 1919-1920 годов прошла следующая волна заболевания. В некоторых государствах – Чили, Японии – испанка вспыхнула повторно в 1920 году.
Секрет испанки
Среди причин высокой смертности от испанки, разумеется, перечисляют недостаток лекарственных средств. Карантинных мер (почти таких же как сегодня с коронавирусом) было очевидно недостаточно, тем более строгий режим самоизоляции тогда не вводился, а маски и постоянное мытье рук не помогали не заразиться. Так как же действовал этот страшный вирус?
Ответ нашли сравнительно недавно. Еще в 1950-х американский патолог Йохан Халтин обнаружил в одном из поселений Аляски – городе Бревиг-Мишен – захоронения погибших от испанки в вечной мерзлоте. Тогда он не смог извлечь из тел целые частицы вируса.
В 1997 Халтин узнал из статьи своего коллеги Джеффри Таубенбергера для журнала Science о новом способе извлечения генетической информации вирусов из тканей умерших. Халтин вернулся в Бревиг и лично эксгумировал тело молодой женщины, которая умерла от испанки. Из ее легких Таубенбергер извлек материал вируса 1918 года. В 2002 году была воссоздана генная структура испанка. За это открытие Халтина прозвали «Индиана Джонс научного сообщества».
Так в чем же был секрет испанки? Оказывается, это был мутировавший птичий грипп. Почему от него преимущественно умирали молодые люди? Из-за сильного иммунитета. Оказывается, испанка вызывала гиперцитокинемию (или цитокиновую бурю) – активацию иммунных клеток, которые в результате начинали атаковать не только вирус, но и ткани легких, пораженные гриппом.
Стоит ли сейчас ожидать чего-то подобного от коронавируса? Вряд ли. Во-первых, коронавирусы не так подвержены мутациям как грипп. Во-вторых, за прошедшие сто лет медицина сильно шагнула вперед. В-третьих, мировое сообщество сегодня располагает достаточной информацией о пользе карантинных мер. Известно, что в 1918 году болезнь быстро распространялась в лагерях беженцев и на фронтах Первой мировой, где никаких подобных мер не предпринималось.
Хрестоматийный пример пользы жесткого карантина с отменой массовых мероприятий – разница в числе заболевших в американских городах Сент-Луис, штат Миссури, и Филадельфия, штат Пенсильвания. Из-за вовремя введенных карантинных мер в Сент-Луисе было вдвое меньше заразившихся, чем в Филадельфии, где и после появления первых случаев заражения провели масштабный военный парад с большим числом участников – американских солдат, вернувшихся из Европы, и зрителей.
Кроме того, испанка все же осталась достаточно не изученной болезнью. Мы даже точно не можем установить количество погибших от нее. Штамм вируса 1918 года был чрезвычайно опасен и очень быстро развивался в организме. И если бы вдруг испанка вновь появилась и в 2020-х, можно предположить, что она бы унесла жизней больше, чем COVID-19.