Найти тему

Касабланка 2.0

Крупнейшим городом Марокко является Касабланка, и этот город стал известен миру благодаря фильму с одноимённым названием. С тех пор, т.е. уже почти 80 лет, слово «касабланка» является синонимом оазиса свободы в мире оккупации.

События последних недель лично мне тоже напоминают оккупацию: вирус оккупировал планету. Люди, регионы и целые страны закрываются друг от друга. Если ты в эти непростые времена оказался дома, то оккупация, в целом, тебе не страшна: накупил продуктов, заперся у себя и пережидаешь. Но как быть тем, кто волею случая оказался далеко от дома, в другой стране?

Именно это произошло со мной и ещё с десятками тысяч россиян по всему миру. У каждого своя история, и у многих она продолжается по сей день. У моей – happy end, я попал домой в Москву. Мне удалось это сделать через город, который вполне можно назвать новой «Касабланкой». И я благодарен этому городу. Но – обо всём по порядку.

До 29-го марта включительно Аэрофлот писал на своём сайте о том, что продолжит выполнять рейсы из Нью-Йорка в Москву до конца марта и даже в апреле несмотря на планируемое закрытие границ.

30-го марта около ста человек оказались в аэропорту JFK Нью-Йорка с уже купленными билетами, некоторые даже с посадочными. Многие, в том числе и я, приехали в Нью-Йорк из других городов, поскольку ещё 30-го утром вечерний рейс в Москву стоял в плане. После обеда, т.е. за несколько часов до вылета, пришла информация, что рейс отменён: в тот день Россия закрыла границы. Представитель Аэрофлота объявил, что все коммерческие рейсы на март и апрель отменены. Напомню: ещё накануне Аэрофлот писал, что не будет отменять.

Никаких новых обещаний, никакой конкретики, никакой помощи. Люди организовались, стали информировать СМИ всеми возможными способами и даже написали открытое письмо Президенту РФ. К обеду 31-го марта давление через СМИ сделало своё дело: консульство РФ в Нью-Йорке было вынуждено направить человека для общения с застрявшими пассажирами. Этот человек пообещал разместить людей в гостиницах и своё обещание выполнил: 47 человек получили возможность расселиться бесплатно на 3 ночи. Стали формироваться списки для вылета уже не коммерческими, а специальными, т.н. «вывозными» бортами. Ближайший вылет пообещали на 3-е апреля. Стоит заметить, что количество не вылетевших пассажиров с каждым днём увеличивалось и к запланированной дате составляло уже примерно пятьсот человек.

В whatsapp был создан общий чат, и в режиме реального времени можно было наблюдать, насколько не организован информационный поток. Ни Аэрофлот, ни консульство не информировали людей должным образом. Люди были вынуждены сами звонить и выяснять, при этом официальные телефоны консульства и Аэрофлота часто не отвечали совсем. Многие пытались получить информацию окольными путями, через знакомых. Когда у людей всё же получалось дозвониться, то информация была противоречивой: кому-то говорили, что рейсов не будет до мая, кому-то – что ближайший рейс 3-го апреля, кому-то – что 4-го; кого-то внесли в списки на вывоз, кого-то забыли; кому-то написали/позвонили из консульства, кому-то – нет. У многих сдавали нервы, некоторые не выдерживали и пытались вылететь через другие страны. Информационный хаос продолжался пару дней, пока не был чётко обещан первый рейс на 3-е апреля и не были сформированы списки. Стало очевидно, что в тот момент люди немного успокоились и стали верить, что страна их не забыла и что они вылетят – если не первым рейсом, то хотя бы вторым.

Но именно 3-го апреля наступил апофеоз: чиновники в России изменили своё же собственное решение. За считанные часы до вылета, когда кто-то из людей уже был в аэропорту, кто-то на подходе, обещанный рейс с утверждённым списком людей был аннулирован. Аргумент: так будет безопаснее для уже находящихся на территории РФ граждан.

Мне сложно оценить разумность этих действий, но легко оценить их непоследовательность: сначала говорят, что продолжат выполнять рейсы, на следующий день – что нет; сначала говорят, что будут вывозить по 500 человек в день, через пару дней отказываются от этого плана; сначала формируют борт для вывоза и, когда самолёт уже начинает руление на взлёт из Москвы в Нью-Йорк для вывоза сограждан, борт разворачивают.

И во всём этом хаосе и бреде, в этой непоследовательности и нелогичности, когда даже самому наивному оптимисту стало понятно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, был найден спасительный путь – новая «Касабланка».

Этим оазисом свободы оказался Минск. Мне хочется поблагодарить братьев-белорусов за то, что они не бросили граждан России на произвол судьбы.

Рейсом KLM я, как и многие другие, вылетел в Амстердам, затем рейсом Белавиа прилетел в Минск. Никаких проблем, только температуру на выходе из самолёта тепловизором померили.

По сравнению с депрессивным Нью-Йорком Минск показался таким живым, таким настоящим, таким привычным. Даже уезжать не хотелось, когда садился на поезд «Беларускай Чыгунки» до Москвы.

Приятно сознавать, что во времена, когда весь мир закрылся друг от друга, а некоторые страны – даже от своих собственных граждан, на планете остаётся оазис свободы и взаимопомощи, остаётся новая «Касабланка». Спасибо, Минск. Спасибо, Беларусь.