Выбор чиновников вызывает целый ряд вопросов
Во второй квартал 2020 года российский бизнес вступает с апокалиптическими ожиданиями: еще не всем удалось свыкнуться с мыслью о новом скачке доллара и найти пути обхода проблемы, как всерьез развернулся коронавирус. Государство много говорит о поддержке, но пока она очень уж выборочна. С одним таким «выборочным» приморским случаем попробовал разобраться корреспондент Vostok.Today.
В конце марта правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики согласовала перечень системообразующих организаций. За компаниями, вошедшими в список, будут приглядывать: если их состояние в текущих условиях окажется плачевным, предполагаются выделение поддержки и налоговое льготирование. Согласно подготовленному Минэкономразвития документу эти предприятия, например, должны быть гарантированно защищены от банкротства на ближайшие полгода. В любом случае, пока речь идет только об обещании помощи, а не о реальных действиях.
Согласно данным «Интерфакса», список состоит из 646 позиций, он формировался на основании предложений профильных министерств, оборота предприятий и численности сотрудников. И внимательное его изучение журналистами уже привело к скандалам. К примеру, важным для экономики страны оказалось ООО «Ф.О.Н.» — юридическое лицо букмекерской конторы «Фонбет» (Минфин уже высказался, что надо бы все же эту компанию исключить, но как она вообще туда попала?), а также не то чтобы российские «Бургер Кинг», «Икеа», «Макдоналдс»…
При этом в перечне всего три компании из рыбопромышленной отрасли. Это «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР), «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) и ПАО «Русский лосось». При этом, согласно данным портала Fishnews, последняя организация уже и вовсе не существует, правоопреемником стало ООО «Русский лосось».
Присмотримся к находкинскому предприятию. Согласно сведениям, опубликованным на сайте рыбопромышленников, НБАМР работает с 1952 года (до 1977 года под названием Управление морского рыболовства). Собственный флот добывает и перерабатывает минтай, лемонему, кальмар, макрурус и сельдь, зоны добычи — Охотское, Берингово и Японское моря. Готовая продукция, обработка которой происходит в том числе на берегу, отправляется на рынок России, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Если копнуть совсем немного глубже, становится видно, что предприятие подконтрольно экс-губернатору Приморья Сергею Дарькину. В открытых источниках указано, что 88,2% акций ПАО НБАМР принадлежит московской компании АО «Дальинвестгрупп», 75% акций которой, в свою очередь, владеет бывшая первая леди края актриса Лариса Белоброва.
«Находкинская база — это одно из самых стабильных предприятий, наверное, не только в отрасли, но и в стране», — говорил в 2015 году Сергей Дарькин.
А в декабре 2019 года Forbes внес приморского олигарха в десятку крупнейших рыбопромышленников России. И главным активом экс-губернатора в рыбном бизнесе названа именно компания НБАМР, имеющая выручку за 2018 в 10 млрд рублей. Объем квот на 2019 год составил 181 тысяч тонн (минтай 110 тысяч, кальмар 41,4 тысячи, сельдь 16 тысяч тонн).
Читайте также: Первая леди Приморья оказалась одной из самых обеспеченных дам страны
Приморское агентство по рыболовству подготовило по итогам 2019 года топ-13 рыбопромышленных компаний края, и в этом рейтинге НБАМР уверенно взял «серебро», уступив только «Доброфлоту». К сожалению, реальные показатели предприятий не указаны, известны только относительные результаты: находкинская компания заняла первое место по уплате налогов (но шестое по уплате налогов на условную тонну), второе по численности работающих человек и количеству продукции, направленной на внутренний рынок, а также четвертое по среднемесячной зарплате сотрудников.
Если все и правда так радужно, зачем же стабильно прибыльному масштабному предприятию поддержка от государства? Не лучше ли предоставить ее тем, кому она действительно нужна?
«Любые фестивали господдержки — это всегда конкурс лоббистских возможностей. Те бизнесмены, главы субъектов, кто обладает лоббистскиим возможностями, оказываются в гораздо лучшем положении и могут решать целый ряд как экономических, так и социальных задач, которые не могут решить те, у которых таких возможностей нет», — считает бизнес-тренер Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ.
В ноябре прошлого года ООО «Натуральная энергия» добилась через суд взыскания с НБАМР долгов по контракту — всего более 6,2 миллиона рублей плюс неустойка. На эту сумму предприятие получило материально-техническое снабжение для судов морфлота и береговых подразделений, но платить не спешило. Уже в этом году возбуждено производство по иску ООО «Сибприбор-ДВ» о взыскании почти 3,7 миллиона рублей задолженности по договору поставки. ООО «НОК-ДВ» хочет так же, через суд, вернуть почти 5,5 миллиона рублей (плюс 346 тысяч рублей в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами). И этот перечень далек от того, чтобы считать полным даже на последнее время.
А в декабре 2019 года, по информации портала PortoFranko, Федеральная налоговая служба начала рыбопромышленникам отказывать в возмещении НДС при осуществлении промысла в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и экспорте продукции. Это привело к тому, что суд обязал НБАМР вернуть «Дальтрансфлоту» налоговый вычет суммой в еще десятки миллионов, который тот, в свою очередь, должен вернуть ФНС.
Читайте также: Крабовые новеллы стали конспирологическим триллером
Рыбопромышленность — важнейшая часть экономики Камчатки, Сахалинской области и других приморских регионов, но множество крупнейших в отрасли предприятий в список системообразующих организаций страны не попали. Если взять уже упомянутый топ, там числятся еще ГК «Доброфлот», АО «ТУРНИФ», АО «Интрарос», АО «РК «Восток-1», ОАО «Приморец“, АО «Дальрыбпром», ПАО «ПБТФ», АО «ДМП-РМ», ООО «РК «Тихий Океан», АО «Дальрыба», ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Инсоф Марин» — вряд ли есть смысл добавлять другие названия. Кстати, правительство Приморья 3 апреля самостоятельно выделило системообразующие предприятия уже на региональном уровне. Из «рыбных» в него попали ТУРНИФ, Южморрыбфлот, РК «Восток-1», РК «Приморец», ПБТФ и, конечно, все тот же НБАМР.
Особенно интересен такой момент, что в принципе не особенно ясно, зачем рыбному бизнесу особая поддержка в коронавирусное время. Ведь Министерство сельского хозяйства уже сообщило регионам, что под режим нерабочих дней не попадают рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, а так же рыбоводные хозяйства и организации, обслуживающие рыбацкие суда.
Точку зрения редакции можно сформулировать таким образом, что если и выделять средства на поддержку, во-первых, есть смысл тщательно выбирать получателя, а во-вторых, необходимо определять конкретные цели. Будь то увеличение отгрузок на местный рынок, улучшение условий работы сотрудников, помощь с налогами или с зависшими из-за валютных прыжков международных важных сделок. И про местный рынок упомянуто не просто так. Если пройтись по приморским магазинам, супермаркетам и рынкам, продукция НБАМР в глаза не бросится. Да и если спросить покупателей, вряд ли многие ответят, что знаю такого производителя и его ассортимент…
А вот китайские соседи, видимо, рассматриваются компанией как более перспективные. Даже на сайте предприятия у единственного активного коммерческого предложения есть пометка: нет китайского номера. С точки зрения приморцев, которые перманентно недовольны объективно высокими ценами на рыбу, это выглядит ну очень некрасиво. И господдержка кажется еще более странной — напоминая о словах университетского экономиста.
Если вбить название компании в поисковую строку «Яндекса», выяснится, что 90 оценок дали НБАМР печальные 3,2 балла. Да и отзывы, скажем так, не очень.
«Когда-то крупная компания. Сейчас без слез не взглянешь», — пишет один пользователь.
«Жаль, что от былого величия остался только пустырь. Надеюсь на возрождение как Феникс возродился из пепла», — комментирует другой.
Если правительственные эксперты решили, что рыбодобывающая отрасль нуждается в поддержке в кризисное время, было бы логично расширить количество предприятий, получающих поддержку. Рыбаки для российской экономики и той же продовольственной безопасности наверняка будут полезнее, чем дочки американских и европейских франшиз. А выделяемые из стремительно пустеющей казны деньги должны стать не невозвратным спасательным кругом, а драйвером для развития отрасли.
Читать статью на сайте Vostok.Today
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.