Матрица Boston Consulting Group или матрица БКГ - простой и мощный инструмент, разработанный под руководством Брюса Хендерсона в 1960е годы. Матрица представляет собой график, оценивающий компанию на разных этапах её становления, Основанный на двух базовых показателях: доле рынка и темпах роста. В конце статьи расскажу, Зачем нужна матрица БКГ.
Чтобы выстроить матрицу БКГ, за средние значения классически принимают темпы роста рынка в 110 %, а долю рынка в 100 %.
Обычно компания проходит циклический путь, двигаясь между секторами матрицы БКГ.
1. Трудный ребёнок: так называются компании с небольшой долей рынка, но высокими темпами роста. Обычно в эту группу входят недавно стартовавшие бизнесы, которые находятся на этапе взлёта.
2. Звезда: хороший этап в становлении, когда у компании самые высокие темпы роста и доля рынка. Это успешный период для бизнеса, прочно "вставшего на ноги".
3. Дойная корова: так называются компании, находящиеся в секторе большой доли рынка, но темпы роста которых снизились.
4. Дохлая собака: как правило, завершающий этап существования компании, характеризующийся низкими темпами роста и падением доли рынка одновременно.
Зачем нужна матрица Boston Consulting Group
Матрица БКГ нужна как инструмент портфельного анализа компаний. Считается, что инвестировать деньги в акции компании выгодно, когда она находится на этапах "трудного ребёнка" и "звезды". Между тем, от акций "дойной коровы" и "дохлой собаки" необходимо избавиться как можно скорее.
Грамотный инвестор начинает вкладывать деньги или забирать их вовремя, а чтобы разобраться в текущем моменте для каждого потенциального вложения, применяется матрица БКГ.
Всем желаю успехов в инвестировании и глубоком анализе рынка!