Возможно, вы уже смотрели сериал «Молодой Папа» и обратили внимание на мелькнувшую в титрах работу Маурицио Кателлана «Девятый час»- фигуру Папы Римского, сбитого метеоритом. Можно ли вообще считать это искусством?
Учитывая то, что Кателлан всегда выставляется в галереях и его работы всегда находят покупателя за много-много миллионов, да, это искусство. А искусствоведы считают его продолжателем идей дадаизма.
Течение возникло как протест и даже ярость против Первой мировой войны. И, конечно, против развязавшего войну правящего класса, олицетворения благоразумия и логики. Поэтому они решили проповедовать иррациональность, отрицание стандартов и даже антиискусство.
Система дадаистов основывается на случайностях и минимальном вмешательстве художника.
Например, Жан Арп рвал бумагу разных цветов на кусочки и бросал их на холст. И так, в случайном порядке, приклеивал. Хотя композиционно фигуры подозрительно выстроены, он уверял, что это «Квадраты, размещенные согласно теории вероятности».
Чтобы написать стихотворение дадаисты вырезали отдельные слова из газет и потом вслепую вытаскивали их из мешка. Получалась нелепица, как они и хотели.
Даже название «дадаизм» по легенде родилось случайно. Один из основателей ткнул ножом в словарь и острие пришлось на слово «dada» - по-французски лошадь-качалка. Хотя случайность опять оказалась неслучайной, ведь слово прекрасно отражает их принцип интернациональности. На немецком это «до свидания», на русском - согласие, а некоторых областях Италии так называют мать.
Самые обсуждаемые и знаменитые работы дадаистов - это так называемые реди-мейды. Здесь особенно преуспел Марсель Дюшан. В 1917 году он перевернул писсуар и назвал это «Фонтан». И хотя сам художник считал это насмешкой над искусством, в 2004 г по результатам опроса Daily Telegraph «Фонтан» занял первое место среди произведений 20 века, наиболее повлиявших на искусство во всем мире. Опрос проводился среди самых влиятельных людей из мира искусства Великобритании.
Дадаизм со временем перерос в сюрреализм.