Посмотрите, что Господь принес нам, какие заповеди, что Он сказал на Горе Блаженств (ред.: по преданию на Горе Блаженств Христос произнес Нагорную проповедь): «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Что такое "нищие духом"? Нищий – тот, кто ходит с протянутой рукой и говорит: «У меня ничего нет». Он нищий: «Нет у меня ничего, дайте». Почему дайте? А потому что нет ничего, вот и прошу: «Дайте».
Что значит «нищий духом»? Человек, который ощущает свою духовную нищету: нет ничего во мне доброго, во мне зла вагон, доброго ничего нет: нет кротости, нет любви, нет смирения, нет самоутверждения – одна гордыня во мне, я пуп Земли, всё вокруг меня должно вертеться, я люблю только самого себя. А Господь такое ненавидит, ненавидит таких людей, которые только обожают самих себя.
И я, понимая это, говорю: «Я нищий, потому что нет во мне ничего доброго, я не вижу в себе ничего доброго. Грехов миллион. Каждая моя мысль – она греховная, потому, что я все время ставлю на первое место себя, а потом всех остальных. Я думаю в первую очередь о себе, о своем благополучии, о своем сытом желудке, о своем мире, чтобы меня не трогали, чтобы мне ничего не сказали, чтобы мне было хорошо и комфортно внутренне, душевно, не дай Бог, кто-то мне слово скажет обидное. Я думаю о себе прежде, а потом уж о других, если останется чуть-чуть времени и какого-то чувства». О любви тут говорить трудно, потому, что вся любовь обращена на самого себя, на других уже просто не останется. Но если хоть чуть-чуть остается, миллиграмм какой-то любви, я еще подумаю о ком-то ближнем, но сначала все равно о себе. И вот когда я вижу в себе все это, всю эту гадость, всю гордыню, говорю: я нищий. Вот когда такой человек начинает видеть себя нищим, то есть пустым от добродетелей, тогда имеет надежду на то, чтобы наследовать Царство Небесное.
Что дальше говорит Господь, какую заповедь? «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю». Какую землю? Не здесь гектары они наследуют, не здесь страны и континенты наследуют кроткие. Речь идет о земле блаженных, о земле будущей: «Создам, – говорит, – новую землю, новое небо, Царство Небесное будет». Вот об этой земле речь идет. Кто наследует ее? Кроткий. А вот давайте посмотрим в себя. Мы кроткие? Нас ткни чуть-чуть каким-то словом, мы какую кротость проявим? Зубы мы покажем, зубы, как у льва, покажем, с клыками. А мы ведь вроде не плотоядные животные. Ученые говорят, что человек по своему физическому строению желудка, кишечника и всех других органов и химическому составу клеток создан Богом как животное травоядное. Это научный факт. Но мы тут проявляем себя, как плотоядные, мы угрызаем брата своего. Почему? А кротость-то где? А кротости-то и нет. Так о каком Царствии Небесном может тогда идти речь, если мы в себе не воспитываем кротость?
«Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся». Люди, которые стремятся к миру, которые стараются примирить друг с другом всех, которые сами стараются с братьями своими, сестрами своими, со всеми, с кем они соприкасаются, даже с язычниками, в мире быть. И язычники, не знающие Бога, и безбожники – люди. У нас сейчас вся страна язычники, хотя формально как бы христиане. Только от этого «христианства» толку никакого нет. Они язычники натуральные, только что крещеные, потому что Христа они не знают, живут-то они не по заповедям Божьим – язычники. А и с ними мир надо какой-то иметь, и их надо жалеть, их надо любить, они ж погибают. А где у нас этот мир в душе? Мы стараемся ли мир с братьями своими содержать? Опять же чуть что – вскипаем, чуть что – гнев, раздражение. Какой мир? Где этот мир? Но если нет мира в душе, то о чем тогда говорить? Миротворцы сынами Божьими нарекутся. А мы? Если мира нет, разве мы сыны Божьи? Нет. Отцы святые говорят: когда человек гневается, в нем говорит дьявол. Так мы, получается, тогда сыны дьявола – в гневе, а не сыны Божии? А где мир? Нет его.
А что это такое, все, о чем я говорю? Человек кроткий, человек мирный – это человек Христов, он смиренен. Вот это смирение, самоуничижение, когда на первом месте не «Я», не то, как на меня посмотрели. Вот что подумают, на меня посмотрев? Мне при всех, скажем, сделают замечание и что подумают обо мне? Вот я думаю о том, что подумают обо мне. А я-то не должен об этом думать, я должен подумать: а как Господь-то подумает? Не важно, как, пусть все меня осуждают, мне важно, чтоб Господь меня не осудил, главное, чтоб мне жить по совести, по Богу. А как подумают… Так человеческая мысль, сами знаете, часто ошибается. Вот великого Святого Иоанна Златоустого сочли еретиком, но это же человеческое было. Но история показала, что никакой не еретик, а отец Православной Церкви, великий учитель и святитель Православной Церкви на все века. Прошло 15 веков, уже почти 16, а его помним, его литургию служим, его книги читаем. Вот вам человеческое мнение: 300 епископов осудили его, 300 человек. А миллионы говорят: это великий святой. Вот человеческое мнение того времени, пожалуйста.
Мы должны смотреть только на Бога, иметь в виду, видеть перед собой только Бога, ибо заповедь, первая и главная, но которую мы – никто из нас – не выполняем. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем». Кто любит всем сердцем, всею душею, всем помышлением своим? Нет такой любви. А это первая и главная заповедь. И если ее исполняет человек, то начинает стремиться к любви Божией, просит ее: «Боже, дай мне, научи меня любить Тебя Духом Твоим Святым», – как молился Силуан Афонский. Так вот тогда приходит и любовь к людям. Такая любовь, когда себя забываешь: ты ноль, ты ничто. Ты думаешь прежде не о себе: как обо мне подумают, что-то сделают, как на меня посмотрят, – а думаешь только о том, как бы сделать доброе своему ближнему, стремишься ему сразу чем-то угодить, потому, что он важнее, а ты – как будто тебя и нет. Ты полностью растворяешься в других. Вот такое понимание – оно правильное понимание, это Христово понимание.
И вот посмотрите: высшее проявление такого смирения – это наши блаженные, юродивые Христа ради. Причем некоторые были высокородные люди. Возьмите Великоустюжского юродивого Прокопия. Прокопий был немец по происхождению, он был рода очень высокого, герр. Его род до сих пор сохранился, его родственники из Германии регулярно приезжают в Великий Устюг на его могилу, потому что они знают, что это их предок, и они гордятся, что это великий русский святой. До сегодняшнего дня. Герб их дворянский. А в то время Прокопий занимался торговлей и жил в Великом Новгороде. И там он, будучи изначально католиком, узнал Православие, присоединился к Православной Церкви. И такую благодать от Христа получил, что понял: надо полностью отвергнуться себя. «Отвергнись себя и возьми крест свой». И такое было у него стремление, такая благодать была в сердце, что он решил эту заповедь исполнить в полноте. И все святые блаженные вот так исполняли – полное самоуничижение. То есть невероятная, может, даже сверхчеловеческая борьба с этим страшным грехом гордыни – самолюбием, когда ты делаешь себя сумасшедшим, и все смеются над тобой, все тебя за собаку принимают, хуже собаки иной раз. Камнями бросают, не понимают тебя. И ты унижаешь себя, но Христа ради. Высокородный человек, богатый человек. Казалось бы, все у него было, но ради Христа он все это оставил, чтобы стать сыном Божиим.
А мы ничего не имеем: ни высокородия, ни благородства, ни какого-то там супербогатства – ничего не имеем, а все равно гордимся. Гордимся собой. Чем гордиться? Вот так подумать – нечем гордиться. Все равно мы в своих глаза что-то такое из себя представляем. Вот Господь через свое воплощение, через свое уничижение дает нам первый и главный пример, главизну, с чего надо начинать и что главное в первую голову исправить. Отвергнись себя, отвергни свои вот эти самости, гордыню, это «себя», «я». «Я» – на первом месте. Хотя и последняя буква алфавита, а все равно сначала «я», а потом все остальное. Вот главизна нашего спасения, и мы с вами должны ее помнить и ставить всегда на первое место борьбу с этим грехом гордыни. И Господь нам показывает через свое снизшествие с вышних в нижние миры, в наш телесный мир, как же себя надо унизить, чтобы возвыситься в глазах Божиих. Ибо возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя будет прославлен Богом. Аминь.
***
Бог сотворил прекрасный мир. Откуда в нем появилось зло ?
***
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.