44. Dota 2
Владимир Чайка
Dota 2 — одна из двух величайших МОВА нашего времени и самая популярная киберспортивная дисциплина, в которой было разыграно уже свыше 100 миллионов долларов. Описать игру в нескольких абзацах невозможно. Одно могу сказать точно — это наркотик. Подсев на игру однажды, вы вряд ли когда-то сумеете порвать с ней.
Порог вхождения достаточно высок. Чтобы разобраться, новичку необходимо потратить не один десяток часов, которые пробегут словно мгновение. В этом дивном приключении будут встречаться как полосы побед, возносящие ваше настроение до небес, так и жестокие поражения, напрочь вгоняющие в отчаяние. Радость и злость, наслаждение и боль — вы никогда не знаете, какие эмоции вам предстоит испытать в последующие 40 минут после того, как нажмете кнопку поиска игры. В этом вся изюминка, которая и притягивает миллионы игроков по всему миру.
Поэтому если вы еще не играли в Dota 2 и только намереваетесь это сделать — хорошенько подумайте, ведь однажды вы можете возненавидеть день, когда установили игру.
Сейчас Dota 2 принято рассматривать не только как развлечение, но и как спорт, точнее — киберспорт. Имея в наличии даже самый посредственный компьютер, вы можете взойти на вершину списка лидеров одиночного рейтинга, заявив о себе на весь мир. Если при этом вы обладаете желанием развиваться и легко находите общий язык с другими людьми — вам под силу зарабатывать сотни тысяч, а то и миллионы долларов, обрести популярность и путешествовать по миру, занимаясь любимым делом. Но это не так легко, как кажется на первый взгляд. Без пота и крови этого не добиться никак.
Valve регулярно выпускает обновления, которые частично изменяют игровой процесс, но все же суть от этого не меняется. Dota 2 постоянно совершенствуется и развивается, вот только игроки уже который год недовольны системой матчмейкинга, которую срочно надо менять и балансировать. На носу очередное глобальное обновление, в котором так хочется увидеть правки подбора игр и внедрение работающей системы наказаний, которая уменьшила бы количество токсичных и агрессивных игроков. Если вы поклонник Dota 2 и хотите сохранить ваши нервы, помните — это всего лишь игра.
43. Alien: Isolation
Денис Князев
Играть в Alien: Isolation до смерти страшно.
Меня вообще несложно напугать — особенно если постараться. Creative Assembly постаралась на славу, тут ничего не скажешь. Те, кто не смотрел «Чужого» Ридли Скотта, могут с этим и не согласиться, но поверьте — у поклонников оригинальной картины Alien: Isolation просто обязана вызвать соответствующие эмоции.
Это не случайность. Очевидно, что разработчики засмотрели фильм 1979 года до дыр перед тем, как взяться за создание Isolation. Они изучили приемы, с помощью которых авторы ленты пугали зрителей, и перенесли их в игру. Они бережно воссоздали знакомые ситуации, наполнили свою версию Alien массой отсылок к оригиналу и умело передали нужную атмосферу.
Главный противник в Alien: Isolation один — тот самый Чужой. Впрочем, он и не противник вовсе, но самый настоящий зверь, а главная героиня — его жертва. На их взаимоотношениях и строится вся игра. Аманда Рипли (дочь Рипли из фильма) пытается выжить, ползая по огромной космической станции «Севастополь», а ксеноморф разгуливает поблизости и при любом удобном случае старается разорвать девушку на куски.
Да, я знаю, что у игры немало проблем, однако ни одна из них, к счастью, не мешает наслаждать творением Creative Assembly, поэтому к черту эти проблемы. Тем более, что играть в Alien: Isolation до смерти страшно.
42. Grim Fandango
Александр Преймак
Всякий любитель адвенчур, скорее всего, помнит тот двухголосный хриплый перевод от 7 Wolf, придававший приключениям неудачливого работника департамента смерти Мануэля «Мэнни» Калаверы шарм старого черно-белого кино. Собственно, впечатления были очень даже правильные, ведь создавая в конце 90-х свое первое трехмерное приключение, Тим Шейфер вдохновлялся как раз классическими произведениями жанра нуар — «Мальтийским соколом» и «Касабланкой».
Мир «Мрачного фанданго» основан на смешении ацтекских и мексиканских представлений о загробном мире с классикой мирового кинематографа, а все главные персонажи выглядят как калака — фигура скелета, часто используемая для украшения во время фестиваля на мексиканский День мертвых.
Наш герой отправляется в полное опасности приключение через весь загробный мир в поисках роковой женщины. На пути его ждут верные друзья, революционеры, голуби, продажная власть, предательство и коррупция. Классический коктейль: взболтать, но не смешивать.
Эта культовая игра — один из лучших представителей жанра приключений. Стильная графика даже сейчас радует мелкими деталями: проработанными задниками, разнообразными модельками скелетов и частой сменой игровой обстановки. Все это постарело на совесть и не режет глаз, еще раз доказывая, что в визуальной составляющей игры главное дизайн, а не количество полигонов на квадратный сантиметр экрана. Не оставит равнодушным и записанный настоящим оркестром саундтрек за авторством композитора LucasArts Питера МакКоннела. Единственное, что может отпугнуть, так это непривычное для адвенчур управление — с клавиатуры.
Старая версия игры проблематично запускалась на новых машинах: давала о себе знать слишком быстрая вычислительная мощность современных видеокарт. Но на помощь тоскующим по классике игрокам пришел сам создатель Grim Fandango, Тим Шейфер, который силами своей студии Double Fine Productions в 2015 году выпустил переиздание, доступное теперь на всех современных платформах и даже поддерживающее геймпад и управление мышью.
Viva la Revolucion!
41. Half-Life 2
Денис Князев
Признаться, мне больно видеть Half-Life 2 так далеко от первого места. Не буду скрывать: я считаю эту игру одной из лучших за всю историю, но даже если забыть о моей любви к шутерам, то вторая часть культовой серии все равно будет достойна того, чтобы о ней помнили вечно.
Half-Life 2 — крутейший приключенческий шутер. Его мир выходит далеко за рамки тех уровней, по которым вы бродите всю игру. Он не проседает и не вызывает скуки, потому что Valve без остановки меняет декорации вокруг вас и создает уникальные ситуации.
Помните вокзал Сити 17 в самом начале? Уже через пару часов Гордон Фримен садится за штурвал катера, еще через час — получает грави-пушку, после чего попадет в жуткий городок Рейвенхольм, заполненный зомби. И так события меняются на протяжении всей Half-Life 2.
А игровые ситуации? Разработчики никогда не оставляют вас надолго с перестрелками. То устроят поездку на том же катере, то дадут поуправлять муравьиными львами, то позволят принять участие в штурме. Впрочем, если бы Half-Life 2 целиком состояла из одних только перестрелок, то хуже она от этого не стала бы. Стрелять в этой игре — одно удовольствие.
И самое замечательное в том, что эта игра нисколько не устарела. Она вышла в 2004 году, но конкурентов у нее нет до сих пор. Half-Life 2 изменила жанр, показала, как нужно делать сюжетные шутеры, и заставила весь мир ждать продолжения. Почему третья часть до сих пор не вышла? Потому что время Half-Life 2 до сих пор не прошло.
40. Inside
Денис Майоров
Долгое время игры нас просто развлекали. Детей — яркими красками. Взрослых (да и детей тоже, чего уж там) — стрельбой и кровищей. Не считая единичных исключений, игровая индустрии ходила вокруг наших самых низменных чувств, которые проще всего расшевелить. А потом игры попытались нас напугать. Получаться это у них начало довольно скоро — та же Silent Hill заставляла игроков оставлять свет на ночь еще в 1999 году.
Но одно дело пугать «поверхностно», а другое — растить в голове играющего чувство тревоги, закреплять его там, заставлять игрока осмысливать увиденное, думать о пережитом опыте неделями и месяцами. С этим сложнее. Для такого нужны технологии, не только толковый сценарий, но и умелая подача, гармония звука, смысла и картинки. Как в Inside.
Игра стартует внезапно, словно дурной сон, а заканчивается еще более резко, заставляя несколько минут сидеть перед экраном в исступлении. Она рисует максимально мерзкую антиутопию, но фокусируется на судьбе всего одного человека — маленького мальчика, о котором мы ничего не знаем. По крайней мере, так думается сначала. Ах да, антиутопия — это же один огромный штамп. Оказывается, и его можно подать толково — максимально грубо и реалистично, но не клонясь в откровенный гротеск. Но игра на самом деле вообще не об этом.
О чем же Inside? Этого я вам не скажу. Если не играли — посмотрите сами. Это действительно толковое вложение трех-четырех часов жизни. Потому что игры, как и литература, с которой Inside сравнивать хочется в первую очередь, должны иногда больно царапать, помещать нас в максимально некомфортные условия. Но при этом будоражить, пускать по спине волны мурашек, способные, кажется, до самого мозга добраться. Inside это умеет.
А еще это замечательный неторопливый платформер, в котором все задачки существуют в гармонии с повествованием. И с пробирающим до костей звуком. И с невероятно стильной картинкой. Столь же цельных произведений в индустрии очень мало.