Домашнее задание ребенка - дело рук самого ребенка, точка. Но есть нюансы.
Еще со времен СССР идеальная учеба ребенка подразумевала занятия в школе и самостоятельное выполнение домашнего задания. В случае возникновения трудностей ребенок мог обратиться за помощью к родителям.
Время идет, и новый век диктует нам свои условия: дети все чаще обращаются за помощью к гуглу вместо родителей, школа ищет способы вовлечь занятых родителей в процесс обучения, задавая 'семейные домашки', а психологи и вовсе твердят о вреде домашних заданий и требуют их отменить. Как приспособиться к новым реалиям, чтобы не навредить ребенку и подстегнуть его интерес к учебе?
Почему психологи не рекомендуют помогать ребенку с уроками
Если вы хоть немного увлекаетесь психологией, то наверняка слышали о понятии личных границ человека. Домашнее задание, которое задали ребенку, - это часть этих границ. Успеваемость ребенка в школе - это тоже его личное дело, его границы. Поведение, конфликты с учителями и одноклассниками - тоже.
Стоп. Если следовать этой логике, то родителю отводится не такая уж и большая роль в жизни ребенка - кормить да одевать. Это далеко от истины, согласны? Поэтому следует учитывать одну важную особенность - возраст ребенка:
🔹Ученику младшей школы крайне сложно обойтись без помощи родителей - он элементарно не сможет сам усадить себя за уроки. Именно в младшей школе задают много 'семейных домашек' как раз для того, чтобы родители помогли ребенку сформировать учебное поведение.
🔹Чем старше становится ребенок, тем меньшего сопровождения он требует. И уже в 7-8 классе родитель не должен спрашивать что задали и сделал ли он уроки. Это целиком и полностью ответственность ребенка.
Все еще кажется дикостью - читайте дальше.
В чем заключается помощь родителя?
Сложно представить себе родителя, который не пытается повлиять на учебный процесс ребенка, особенно если его успеваемость нестабильна. Искусство воспитания заключается в том, чтобы положительно повлиять на учебу ребенка, при этом не нарушив его границ. Сделать это можно следующими способами:
🔹Хвалите ребенка - не просто словами 'молодец' и 'так держать' за принесенную пятерку. Интересуйтесь, за что он получил эту оценку, как это было и что он чувствовал в этот момент. Детям нравится быть успешными, и их здорово мотивирует ваш искренний интерес в этом.
🔹Не концентрируйтесь на двойках - лучше выразите надежду, что если по другому предмету он триумфально заработал пятерку, то и по этому сможет. Нельзя допускать, чтобы вес неудачи превысил вес успеха.
🔹Помогите ребенку с созданием рабочего пространства - вы ведь можете выключить телевизор и не болтать по телефону рядом с ребенком, пока он учится. Это уже немало, поверьте.
🔹Интересуйтесь не оценками и домашним заданием, а школьной жизнью ребенка. Это не будет создавать лишнего негатива вокруг образовательного процесса.
🔹Придумайте способ увлечь ребенка нелюбимым предметом. Плохое преподавание или плохие знания (запущенные), например, по математике часто делают предмет нелюбимым. Можно предпринять ряд действий, чтобы заинтересовать ребенка математикой: в игровой форме (например, организовать квест с математическими заданиями для него и его друзей) или нанять репетитора, который заинтересует ребенка интересными заданиями, а не сухими формулами.
Что ж, получается, что правильно вмешиваться в домашку ребенка еще сложнее, чем стоять над душой, пока ребенок делает уроки. Но лишь на первый взгляд. Когда у ребенка сформируется позитивное отношение к учебе, вам нужно будет лишь изредка его поддерживать.