В предыдущей статье нами было дано поверхностное описание структурно-деятельностного подхода. В этой статье же мы более подробно рассмотрим саму его структуру.
Если обратить внимание, то можно заметить, что в большинстве учебников школьной программы для детей сформирована такая система вопросов и заданий, чтобы ребёнок шёл от простого к сложному по этому достаточно ветвистому пути, чтобы была возможность индивидуализировать задания для детей.
Деятельность по проведению дистанционных олимпиад складывается первично из действий и операций. Первичное, чему необходимо научить ребенка – это система операций. Когда мы говорим о том, что мы обучаем ребенка отдельно, мы говорим о способах деятельности. Вы хорошо знаете виды читательской деятельности, когда мы говорим, что у ребенка формируется читательская деятельность, мы помогаем ему читать, воспринимать, анализировать, истолковывать и оценивать художественные произведения в его речевой и смысловой форме. Освоенная деятельность, например, в ключе, который предлагает олимпиада по истории или русской словесности - это деятельность со знанием дела.
Мы подходим, таким образом, к той самой компетентности, умению выполнять ту или иную деятельность уверенно и непринужденно в любой соответствующей ситуации, а также оценивать саму эту ситуацию. Нацеленность на результат это и есть системообразующий фактор деятельности. Это уже не новое утверждение на сегодняшний день в науке, и вы сами знаете многие фамилии великих ученых, которые уже рассматривали эту позицию и были убеждены, что, конечно, результат является самым важным системообразующим фактором деятельности человека и ребенка.
Методологической основой любого олимпиадного или общеобразовательного стандарта является системно-деятельностный подход. Как отмечают многие учёные, системно-деятельностный подход не новый какой-то особенный термин, потому что деятельность всегда была системной.
Если мы говорим о деятельностном подходе, о системно-деятельностном подходе, то мы имеем в виду одно и тоже. Это просто два направления движения, две ветки борьбы ученых-психологов объедены в одну ради одной цели. Системно-деятельностный подход, как говорит нам олимпиадный стандарт, обеспечивает и формирование готовности, и проектирование, и конструирования, и активную учебно-познавательную деятельность, и построение образовательного процесса.
Всё это обеспечиваем мы с вами, реализуя системно-деятельностный подход к дистанционным олимпиадам. Сам по себе любой образовательный материал, даже хорошо данный в учебнике, без учителя системно-деятельностный подход реализоваться, естественно, не может.
Давайте посмотрим, как же меняется сейчас ситуация. Обратимся к схеме Андрея Викторовича Хуторского, ректора Института образования в Москве. Она показывает, что из себя представляет образовательная и олимпиадная деятельность ученика на сегодняшний день с точки зрения гуманитарного образования. Ученик должен освоить какой-то фундаментальный образовательный объект, так называемый корпус художественных произведений, которые проложены ученику к осмыслению.
Он работает с этими объектами и создает свой личностный продукт. Во многом это либо рассказы, либо эссэ, либо литературно-критические размышления о художественных произведениях. Затем он сопоставляет этот продукт с культурно-историческим аналогом. Как пример в дистанционных олимпиадах по данной методике приводятся классические литературные какими статьи, с которыми ученик может поработать и сопоставить свои первичные читательские размышления в процессе работы.
В итоге происходит сопоставление личного продукта своими впечатления, читательского вывода с культурно-историческим аналогом, и ученик усваивает ценности, то есть личностные смыслы, и наполняет ими свою жизнь. Он выносит свой результат на дистанционные олимпиады, где и получает осмысленную оценку знаний.
Естественно, здесь во многом важна рефлексия. Она показана на схеме стрелочками. Фигура вверху – это фигура учителя. Недаром пунктиром обозначено взаимодействие с этими смыслами, как этапами движения ученика. Принципиально на сегодняшний день меняется современный урок. Происходит фундаментальное смещение принципов обучения, при которой дистанционная олимпиада воспринимается совершенно в другом свете. Теперь ученик получает какое-то задание или попадает в какую-то учебную ситуацию, он должен сам спланировать свою работу, он должен сам сконструировать некую модель своего продукта, он должен создать, построить эту модель, естественно, использую самостоятельный поиск и обработку информации. В итоге он должен сам сделать выводы и представить на всеобщее обозрение свой продукт.
Это касается любого урока или олимпиады. И ничего страшного в таком подходе нет. Это всего лишь требования стандарта, когда ученик должен сам учиться. Эта гуманитарная парадигма давно владеет умами всего прогрессивного человечества. Проблема заключается только в методике. Главный вопрос стоит так: каким образом создать такие условия, чтобы ученик это делать смог делать сам. При этом мы с вами совершенно четко по отношению к любому школьному предмету знает, что дети читают мало, требуется больших усилий вернуть ученика к книге. Ведь книги остаются наиважнейшим источником информации.
Педагогическая практика работы с учителями Москвы в последние годы показала некий разрыв. Ученик меньше читает книги, он больше работает с интернетом. Учитель больше читает книг и меньше работает с интернетом. Мы намного хуже ученика ориентируюсь в экранном тексте, в навигация на экране, но при этом говорим о чтении как об универсальном учебном действии. Судя по последней учебной практике педагогической работы с учителями, если этот разрыв преодолеть, тогда учитель начинает понимать нового ученика с новым взглядом на предмет информации. У самого учителя расширяется, естественно, сознание. Что делает учитель вообще? Учитель создает условия, ставит проблему, он мотивирует ученика на деятельность, он направляет его, он координирует деятельность отдельных учеников и оценивает тот продукт, который подготовил ученик. Мы довольно долго будем идти к идеальной модели. И если сейчас учителя не начнут осмысливать хорошо свою педагогическую практику, свою практическую методику, не прекратят дипломы дистанционных олимпиад складывать в портфолио, а будут делать свои небольшие методические разработки, которые могут быть научно проанализированы учителями, тогда мы будем продолжать не очень быстро двигаться по дороге реализации олимпиадного стандарта. потому что наука образовательная немножко задерживается и не может угнаться за сильно развивающимся молодым поколением.
Источник: