25 октября 1917 года в 21.45 - как свидетельствуют фильмы, мемуары, издания с миллионными тиражами - крейсер "Аврора" ударил из носового орудия по Зимнему дворцу в центре Петрограда. Началась Октябрьская революция, изменившая ход мировой истории.
РЕАЛЬНОСТЬ:
«Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц… Не верьте провокационным слухам» (Письмо в газету «Правда» от команды крейсера «Аврора», 27 октября 1917)
Был всего один выстрел, писали моряки-авроровцы, и тот холостой, сигнальный. Но легенда уже начала формироваться. Оказывается, самое важное не выстрелить, а как об этом расскажут.
РАССКАЗЫВАЮТ:
«Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры» (Джон Рид. 10 дней, которые потрясли мир)
«Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры» (Алексей Толстой. Хождение по мукам)
К 10-летию революции были выставлены даже фото пробитой стены дворца. В реальности обстрела дворца более никто не сомневался.
Леонид Брежнев в своем выступлении 10 ноября 1966 года на заседании Политбюро ЦК КПСС негодовал: «Ведь договариваются же некоторые наши писатели (а их публикуют) до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел…».
Но на протяжении советской эпохи по дворцам стреляли не однажды.
Через 7 лет после тех слов Брежнева - 11 сентября 1973 года - на другом конце мира случился еще один знаменитый обстрел дворца. В столице Чили - Сантьяго - сторонники генерала Пиночета штурмовали президентский дворец "Ла Монеда".
Из дворца отстреливались. Президент Сальвадор Альенде, социалист и друг СССР, лично стрелял из гранатомета. Но против авиации защитники дворца оказались бессильны. Зато в историю вошли героями. Особенно на фоне ужасного Пиночета. Оказалось неважным, что методы управления самого Альенде не всегда отличались гуманностью, порой напоминая приемы большевиков первых лет после Октябрьской революции.
Но тогда СССР удалось организовать такие рассказы о генерале Пиночете в прессе Европы и США, что он навсегда превратился в символ кровавого диктатора.
Ведь в истории самое главное - как рассказать. И показать...
Подробнее об этом - на Terraart