2 евро, Италия (200 лет со дня рождения Джузеппе Верди)
ТИРАЖ: 9975180 UNC 22000 BU
2820.PROOF
НОМИНАЛ - 2 ЕВРО
МАТЕРИАЛ - БИМЕТАЛЛ (центр - латунь, кольцо - медно-никелевый сплав)
МАССА - 8,5 гр.
ДИАМЕТР - 25,75 мм.
ТОЛШИНА - 2,2 мм.
ДАТА ВЫПУСКА - 20.05.2013
МОНЕТНЫЙ ДВОР - Монетный двор Италии (Рим)
В центре внутренней части монеты представлен бюст Дж. Верди. Слева от него имеется обозначение государства-эмитента (монограмма «RI») и год рождения композитора «1813», справа — знак монетного двора (буква «R») и год эмиссии монеты «2013». Под портретом (справа) расположены инициалы художника «MCC». В нижней части выгравировано имя композитора «G. VERDI».
По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза.
Историческая справка:
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (ит. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi), выдающийся композитор итальянской романтической оперы, родился в деревне Ле Ронколе близ Пармы 10 октября 1813 года в семье трактирщика Карло Джузеппе Верди и пряхи Луиджи Уттини.
Свои первые музыкальные навыки Верди получил у местного церковного органиста Пьетро Байстроки, который обратил внимание на малыша Джузеппе и стал привлекать его к игре на органе во время мессы, обучал чтению и письму. В 10 лет Джузеппе уже самостоятельно играл на органе во время праздничных служб.
Отец Верди со вниманием отнёсся к увлечению сына музыкой и обратился за советом к своему торговому партнёру Антонио Барецци. Барецци, богатый владелец магазина и любитель музыки из соседнего города Буссето, куда был оправлен Верди, взял мальчика под свою опеку. На новом месте Верди учился в школе иезуитов, а также получил своё первое музыкальное образование у органиста Фернандо Провези — руководителя городского филармонического общества. По выходным и праздничным дням Джузеппе босиком, «чтобы уберечь сапоги», как он позже вспоминал, ходил за 5 километров в родную деревню, где играл на органе во время мессы. С 17 лет Верди жил в Буссето в доме Антонио Барецци, который помогал ему деньгами и дочь которого, ровесница Джузеппе, Маргарита, впоследствии стала его первой женой.
В 1832 году Джузеппе делает неудачную попытку поступить в Миланскую консерваторию (сегодня она носит имя Верди), но не был принят из-за низкого уровня фортепианной игры. Кроме того, в консерватории были возрастные ограничения. Оставшись в Милане, Верди начал посещать оперные спектакли и концерты. Он стал получать частные уроки контрапункта в Милане у лучшего в городе педагога Винченцо Лавиньи, дирижёра знаменитого театра «Ла Скала» (La Scala). Пребывание в Милане укрепило в Джузеппе желание стать театральным композитором.
По возвращении домой, Барецци предлагает Джузеппе место учителя музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди пламенно полюбили друг друга, и в 1836 году Джузеппе женится на дочери своего благодетеля. Но семейное счастье было недолгим. Оба их ребёнка умирают в младенчестве. Спустя несколько месяцев, в июне 1840 года, 26-летняя Маргарита скончалась от энцефалита. Верди, который в то время работал над своей новой оперой, был в шоке от их безвременной кончины.
И хотя в ноябре 1839 года в театре «Ла Скала» с большим успехом была поставлена его первая опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» («Oberto, Conte di San Bonifacio»), личная трагедия и провал нового творения «Король на час» («Un giorno di regno, ossia il finto Stanislao», 1840) опустошили Верди, и он даже думал бросить оперу.
Но импресарио миланского театра Бартоломео Мерелли верил в дар композитора и, дав ему прийти в чувство, вручил либретто «Набукко» («Nabucco») по мотивам библейской истории о царе Навуходоносора. При чтении сценария, воображение Верди ожило. Успешный показ «Набукко» в 1842 году восстановил репутацию композитора. С тех пор она занимает стабильное место в репертуаре главных оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в первом крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata», 1843) и «Эрнани» («Ernani», 1844), которые имели триумф в Италии.
В 1847—1849 годах Верди жил в Париже, здесь он познакомился со своей будущей 2-й супругой певицей Джузеппиной Стреппони. Впрочем, свадьба состоялась только спустя 11 лет сожительства, несмотря на то, что зачастую в обществе на это смотрело с неодобрением.
В начале 1850-х годов Верди стал значимой международной фигурой, он выполнял поручения театра за пределами Италии — «Сицилийская вечеря» («Les Vepres siciliennes», 1855), «Сила судьбы» («La Forza del destino», 1862) для Санкт-Петербурга, «Дон Карлос» («Don Carlos», 1867) для Парижа.
За следующее десятилетие Верди обошёл все великие оперные дома Италии и создал 18 опер за 15 лет, кульминационными из которых стали — «Риголетто» («Rigoletto», 1851), «Трубадур» («Il Trovatore», 1853), и «Травиата» («La Traviata», 1853). В каждой из них отражена особая сторона дарования композитора. Признание этих опер раскрыл перед Верди новые возможности. К нему стали приходить новые заказы.
В 1850—1860-х годах Верди активно включается в политическую жизнь. Его оперы стали пробуждать в итальянцах патриотические чувства. В 1859 году Верди стал депутатом нового парламента Пармы и Модены, а в 1861 году — первого итальянского парламента. Однако в парламенте его видели редко, поскольку композитор отдавался творчеству. После премьеры «Бал-маскарада» («Un ballo in maschera», 1859) имя Верди стало символом новой Италии. На стенах можно было прочитать надпись «VIVA VERDI! » — сокращённый политический лозунг «Viva Vittorio Emanuele Re d’Italia» («Да здравствует Виктор Эммануил, король Италии»).
Монументальная опера «Аида» («Aida», 1871) была заказана композитору к открытию Суэцкого канала и с большим успехом впервые была поставлена в Каире в 1871 году.
После «Аиды» и «Реквиема» Верди решает прекратить написание новых опер, занимаясь лишь исправлением более ранних. Но просьбы публики вынудили Верди снова приняться за дело. Так появляется «Отелло» («Otello», 1887), а затем «Фальстаф» («Falstaff», 1893). Эти две оперы, написанные по произведениям Шекспира, одна трагическая, вторая комическая, являются вершиной творчества Верди. Оперу «Отелло» ждал величайший в жизни композитора успех. После премьеры в 1887 году в Милане оперные фанаты распрягли лошадей в повозке Верди и сами отвезли его в отель. Опера «Фальстаф», светлые размышления зрелого человека о прожитых годах, стала последней для композитора.
В 82 года Верди основал в Милане так называемый Дом Верди (Casa di Riposo per Musicisti) — дом престарелых, который, по словам композитора, предназначался для «граждан Италии, которые профессионально служили музыке по жизни, имеют 65 лет и находятся в бедности».
21 января 1901 года в Милане у Верди случился инсульт, шесть дней он боролся за жизнь и умер 27 января. Верди пожелал, чтобы его похороны были скромными и без музыки. Первоначально маэстро был похоронен на миланском кладбище Cimitero Monumentale di Milano, а уже через месяц его останки торжественно перенесли в часовню при Доме Верди.
Верди стал первым композитором, намеренно искавшим такие сюжеты для либретто, которые бы лучше всего отвечали особенностям его композиторских способностей. Ему было свойственно оркестровое и контрапунктное новаторство, причём такое, что другие композиторы не осмелились заимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемости.
Верди стал одним из самых влиятельных композиторов XIX века, и по сей день его работы часто исполняются в оперных театрах по всему миру. Многие его произведения стали неотъемлемой частью массовой культуры.