Как будто предчувствуя популярность масок в эпоху коронавируса, дизайнеры представили на подиуме массу образов с закрытым лицом. В то время, как некоторые маски действительно напоминают медицинские респираторы и были вдохновлены тревожными новостями из Китая, коллекции, в основном, создавались задолго до распространения вируса за пределами Поднебесной. И в них продемонстрировано много способов скрыть лицо,не связанных с темой инфекции или дыхания. На самом деле многие дизайнеры отражали в своих коллекциях другую насущную идею - стремление к анонимности.
И вот в чём всё дело:
Ни для кого не секрет, что персональные данные людей давно стали товаром. Корпорации продают друг другу контактные данные клиентов, банки давно проверяют профили людей в соц.сетях для принятия решений по поводу выдачи кредитов. Кроме того, нашими персональными данными становится биометрия. Мы давно привыкли к отпечаткам пальцев, меньше к сканированию радужной оболочки, ещё меньше к снимку венозного рисунка на ладонях (да-да, и такой метод идентификации разрабатывается сейчас системами безопасности европейских банков). Создаётся ситуация, при которой становится страшно обронить волос или ресницу. Вдруг кто-нибудь ими воспользуется в корыстных целях? Что ж, вы можете попробовать обезопасить себя от этого, надев балаклаву перед выходом на улицу...или накинув супер-глубокий капюшон! Что нам и предлагают сделать многие дизайнеры...
Стремление не оставлять следов заметно и в некоторых оригинальных способах организации волос:
Ещё одним поводом для беспокойства и поисков средства поддержания анонимности является засилие видео-камер, которыми напичканы современные мегаполисы. Некто, кому доступны записи с этих камер, может отследить любые передвижения человека, поминутно восстановить его действия. В начале марта стало известно, что в Европе разрабатывают единую базу данных распознавания лиц. Её добавят к уже существующим общеевропейским базам ДНК, отпечатков пальцев и номеров машин. Китай пошёл ещё дальше и начал применять системы распознавания лиц, разработанные компанией Sense Time, которые идентифицируют даже людей в масках. Технология распознавания замаскированных лиц (DFI) ещё с 2017 года умеет идентифицировать людей в очках и с накладными бородами. Ну а теперь ей достаточно видеть лишь глаза и нос, чтобы узнать человека. Сопротивление тотальному контролю и стремление к личной свободе вылились в творчестве дизайнеров в различные модные объекты, позволяющие сохранить анонимность.
Тюлевые сетки на голову, вуали и даже головы ростовых фигур. И в каждом из этих объектов сохраняется почерк конкретного дома моды.
Перфорированные сетки на голову от Maison Margiela
Металлические колючужные капюшоны Paco Rabanne
Игрушечные головы от Thom Browne
Скрыть лицо можно не только спрятав его под чем-нибудь, но и создав на его основе нечто непривычное для глаза видео-камеры. То есть использовать мейкап, который изменит привычное расположение черт лица, сделав его невидимым для камер.
Ну или вовсе превратит лицо в нечто другое, что с изрядной долей иронии продемонстрировала Ashley Williams:
Подводя итог, хочется сказать, что если вас что-то беспокоит, то мода, скорее всего, уже об этом подумала и попыталась найти креативный выход из ситуации. Такова уж её сущность - моментально реагировать на острые социальные темы и творчески их осмыслять!
Берегите себя и своих близких!