Редуктор – это устройство, используемое в приводах машин, станков, с помощью которого осуществляется передача и преобразование вращательного момента. Этот механизм меняет при вращении большую угловую скорость входного вала на меньшую выходного вала, при этом увеличивая крутящий момент. Вращение передается с помощью разных видов передач (червячных, зубчатых - конических, цилиндрических), в зависимости от чего выделяются и различные типы редукторов, которые широко применяются в промышленности, металлургии, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях.
Червячный редуктор – это устройство, осуществляющее изменение угловой скорости и вращательного момента с использованием червячной передачи - оси валов перекрещиваются в пространстве. Такое название этому виду передачи было дано потому, что винт, лежащий в ее основе, напоминает червяка. Изобретение этих механизмов приписывают Архимеду. Среди их достоинств – получение большого передаточного отношения, бесшумность и плавность в процессе работы, а среди недостатков – небольшой КПД.
Комбинация редуктора этого типа и электродвигателя в одном корпусе называется червячным мотор-редуктором.
Цилиндрический редуктор – это редуктор, в котором в качестве передач применяются зубчатые цилиндрические - оси валов расположены параллельно. Его достоинства – один из самых высоких КПД, способность передавать большую мощность, надежность, хорошая работа при частых запусках и остановках. В качестве недостатков отмечается больший (относительно червячных) шум при работе. Но, несмотря на это, распространение цилиндрических редукторов достаточно широко, их даже можно назвать самыми популярными среди редукторов.
Редуктор этого вида, совмещенный с электродвигателем, называется цилиндрическим мотор-редуктором.
Конический редуктор – это редуктор, оси вращения валов у которого перпендикулярны (редко встречаются углы не 90 градусов). По сравнению с другими редукторами он более безопасен, бесшумен и долговечен. Эти достоинства обеспечивают его широкое распространение в технике, к примеру, в конвейерном оборудовании и механизмах поворота. Среди недостатков конического редуктора отмечаются сложное производство и монтаж, большие нагрузки на механизм валов.
Соединяя его с двигателем, получают механизм, называемый коническим мотор- редуктором.
Коническо-цилиндрический редуктор (цилиндро-конический редуктор) – редуктор, в котором одновременно используются и конические, и цилиндрические передачи. Он применяется в тех случаях, когда пересекаются оси выходного и входного валов. Отличается хорошей производительностью в работе, устойчивостью к нагрузкам, простотой и надежностью в эксплуатации. Существуют как горизонтальные, так и вертикальные коническо-цилиндрические редукторы. При соединении данного типа редуктора в одном корпусе с двигателем получается коническо-цилиндрический мотор-редуктор.
Цилиндрический редуктор с параллельными валами – это такой редуктор, у которого оси валов расположены параллельно друг другу, благодаря чему монтировать его можно прямо на приводе. Комбинация компактного корпуса и мощной передачи, хорошая нагрузочная устойчивость, небольшая степень вибрации и шума, надежность в работе являются достоинствами этого вида редуктора. Из недостатков цилиндрического редуктора с параллельными валами можно отметить отсутствие самоторможения. Если скомбинировать его с электродвигателем в одном корпусе, данный механизм будет иметь название цилиндрический мотор-редуктор с параллельными валами.
Соосно-цилиндрический редуктор (соосный цилиндрический редуктор) – это редуктор, валы которого (выходной и входной) размещены на одной оси. Из-за такой компоновки этот агрегат может выдерживать большие поперечные нагрузки. Высокий КПД при небольших габаритах устройства и его надежность в самых тяжелых условиях работы являются важными преимуществами соосно-цилиндрических редукторов. Еще более удобен и универсален соосно-цилиндрический мотор-редуктор, скомбинированный из редуктора данного вида и электродвигателя.
Планетарный редуктор – это редуктор, в котором для преобразования вращательного момента служат планетарные передачи. Состоят они из зубчатых колес (сателлитов), которые вращаются вокруг одной центральной шестерни, называемой солнечной. Это напоминает движение планет, поэтому передачи были названы планетарными. В планетарном редукторе может быть и одна, и несколько таких передач. Благодаря им агрегат способен работать долгое время с постоянной нагрузкой и высокими показателями КПД. Если редуктор такого типа объединить в одном устройстве с электродвигателем, получится планетарный мотор-редуктор.
Угловой редуктор – это редуктор, который передает и изменяет направление движения вала под углом. Такой вид редуктора, если сравнивать с соосным, дает возможность компактнее разместить его относительно двигателя, однако характеризуется большим люфтом. Из достоинств можно отметить легкость и безопасность в эксплуатации, хорошую мощность, высокий КПД, надежность и долговечность. Угловые редукторы с успехом применяются в транспортных, грузоподъемных и др. механизмах. Отличаются разнообразием размеров, исполнений, передаточных чисел, мощностей.
Редуктор, устанавливаемый на вал – это редуктор, конструкционные особенности которого позволяют осуществлять простой монтаж прямо на валу и не использовать муфты. Легкость установки позволяет размещать его в любом положении, а повышенная надежность и стойкость к внешним агрессивным воздействиям делает возможным использование в отраслях промышленности с самыми тяжелыми условиями работы (в карьерах, шахтах и т.д.).
Фото с сайта https://fam-drive.ru