«Платформа» (триллер), Гальдер Гастелу-Уррутия, Испания, 2020
«Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» - сказал Уильям Хёрст, придумавший «желтую прессу» и зарабатывать деньги на звездных сплетнях и сенсациях.
Уж не знаю руководствовался ли испанец Гальдер в своей дебютной режиссерской «Платформе» этим тезисом, но картина у него вышла настолько омерзительная по вскрытию человеческих пороков, что оторвать от нее глаз невозможно. Замкнутое пространство, сборище странных людей, безвыходные ситуации, животные инстинкты и инстинкт выживания – все это имеет цвет бетона и запах блюд высокой кухни.
Да, там будет много неприятных и отталкивающих моментов, тягучей безжалостности и чёткой морали о том, что любая идея общечеловеческой ответственности всегда становится лишь инструментом для оправдания собственной жестокости.
Средних лет мужчина по имени Горенг просыпается в импровизированной тюрьме для добровольного заключения. «Вертикальный центр самообслуживания» - это квадратное многоуровневое сооружение с квадратными комнатами, посреди которых вырезан четкий прямоугольник. Раз в день в этом лифте без стен ездит по этажам платформа-стол, уставленная роскошными блюдами с дорогущей едой. Верхние уровни могут насладиться омарами, икрой и нежными бисквитами. Низшим достается лишь битая посуда. О существовании людей внизу все прекрасно знают, как и то, что в следующем месяце верх может быть перетасован с низом и возможности пожрать от пуза уже не представится.
И вот «маленький человек» в современном мире Горенг ведет светскую беседу со своим сокамерником, обсуждая важность предметов, взятых с собой в заключении. У соседа – это остро отточенный нож, у романтичного Горенга – томик «Дон Кихота». Неравность сил, как и моральных ценностей очевидна. А сколько времени должно пройти без еды на низшем уровне тюрьмы, чтобы люди начали резать и есть друг друга?
Жестокий социальный эксперимент превращается в ловушку, выжить в которой должна помочь сверхидея о всеобщем объединении. Но каким образом это сделать, если единственная потребность людей в заточении - набить впрок свой желудок салатом из мраморной говядины и сладких бизе?
Путешествие по всем уровням тюрьмы становится настоящим испытанием прежде всего для зрителя. На каждом этаже кажется, что ничего более мерзкого с личностью произойти уже не может, но каждый раз вас будет ждать разочарование, что это еще не самое дно.
«Платформа» отлично продолжает тему, затронутую Оскароносным режиссером этого года Пон Джун-хо в фантастически правдивом триллере о социальном неравенстве «Сквозь снег» (2013).
Ведь каждый, кто хоть на миг почувствовал себя правителем наверху, никогда не станет помогать низам…
Особо впечатлительным следует смотреть с осторожностью. Лично мне пришлось смотреть следом идиотскую комедию, чтобы сбить ощущения и эту картинку нравственного кошмара перед глазами. Но оно того стОит!
#прокино #просмотрено #тольконовоекино #триллер #mustsee