Майку Помпео так и не удалось уговорить ведущих афганских политиков договориться о создании правительства единства. Вашингтон решил воспользоваться привычным и проверенным оружием – шантажом и пригрозил Кабулу сократить помощь на 2 миллиарда долларов.
В США очень недовольны президентом Ашрафом Гани, который так и не сумел договориться со своим политическим конкурентом Абдуллой Абдуллой о создании правительства единства для переговоров с запрещенным в России движением «Талибан». Поскольку срыв переговоров между афганскими политиками ставит под угрозу окончание афганской войны и возвращение домой американских солдат и офицеров, обещанное президентом Трампом, Вашингтон заявил о намерении сократить помощь Кабулу в два приема, сейчас и в следующем году, на два миллиарда долларов. Об этом сообщил госсекретарь США Майк Помпео, вернувшись домой после удивившей всех своей неожиданностью поездки в Кабул в понедельник. В афганскую столицу главный американский дипломат летал с единственной целью – убедить главных политиков Афганистана, оспаривающих пост президента, пойти на компромисс и заключить сделку, которая поможет сделать еще один шаг на пути урегулирования афганского конфликта и окончания афганской войны, длящейся уже без малого 19 лет и являющейся самой продолжительной в истории Соединенных Штатов.
Госсекретарь Помпео подчеркнул, что помощь будет восстановлена в полном объеме, если Гани и Абдулла передумают и все же найдут в себе силы и желание договориться о совместной работе.
«Соединенные Штаты разочарованы в них (в Гани и Абдулле),- говорится в удивительно резком заявлении Майка Помпео.- Их поведение вредит Афганистану и нашим интересам. Их неспособность договориться уже нанесла ущерб афгано-американским отношениям и, к сожалению, оскорбила тех афганцев, американцев и наших партнеров по коалиции, которые пожертвовали свои жизни и средства в борьбе за построение нового будущего для этой страны».
«Ввиду того, что неудача нынешнего руководства Афганистана представляет прямую угрозу для национальных интересов США, американское правительство немедленно начнет пересматривать весь процесс сотрудничества с Афганистаном,- добавил Помпео.- В числе прочих мер мы сегодня заявляем о существенных изменениях наших расходов в Афганистане и сообщаем о немедленном снижении нашей помощи на 1 миллиард долларов в этом году и еще на 1 миллиард долларов в 2021 году».
Госсекретарь предупредил, что пересматриваться будут и множество других американских проектов, а также обещания Вашингтона на донорских конференциях. Он осудил афганских лидеров за то, что они не смогли выполнить условия совместной декларации с США от 29 февраля 2020 г. об отправке объединенной делегации на переговоры с талибами и об освобождении находящихся в плену бойцов движения «Талибан».
Напомним, в отдельном соглашении с талибами от 29 февраля говорится, что 5 тысяч заключенных талибов будут освобождены в обмен на тысячу правительственных военных, находящихся в плену у повстанцев, как сейчас называют в Америке талибов. Однако правительство Афганистана отказалось освобождать так много пленных талибов за один раз и заявило о необходимости сначала начать полномасштабные переговоры.
Как сообщил Майк Помпео журналистам, первого снижения в объемах американской помощи Кабулу еще можно избежать, если Гани и Абдулла передумают, создадут объединенную команду и проведут обмен пленными.
«Честно говоря, мы надеемся, что они начнут действовать сообща и тогда мы не пойдем на сокращение помощи,- объяснил главный дипломат Америки,- но мы готовы сделать это, если они продолжат упрямиться».
После восьмичасовых безрезультатных переговоров в Кабуле с Ашрафом Гани и Абдуллой Абдуллой Помпео Майк вылетел в Доху, столицу Катара, где в понедельник вечером на американской авиабазе еще час обсуждал выполнение соглашения между США и «Талибаном» с главным переговорщиком талибов муллой Барадаром.
В отличие от правительства Афганистана, по словам госсекретаря Помпео, талибы выполняют обязательства по соглашению от 29 февраля.
«Они намерены ослабить уровень насилия,- сказал он.- Они уже сделали это. Сейчас они работают над тем, чтобы создать делегацию для окончательных переговоров».
Раскол в Кабуле и срыв запланированного обмена пленными с «Талибаном» замедлил прогресс на пути к мирным переговорам, которые должны были последовать за соглашением о прекращении огня. Суть того соглашения в том, что талибы пообещали не атаковать американские войска, когда те будут уходить из Афганистана.
Соединенные Штаты и их союзники по международной коалиции начали вывод войск, но нападения талибов на правительственные войска практически вернули положение вещей в состояние, существовавшее до подписания соглашения в Дохе в последний день зимы. В данный момент не видно никаких перспектив для политических переговоров между повстанцами и правительством, которые должны были начаться еще 10 марта.
В минувшее воскресенье стороны провели переговоры по Skype, но по главному предмету разногласий их позиции не сблизились ни на сантиметр. Афганское правительство настаивает на поэтапном освобождении пленных талибов, но «Талибан» непреклонен и требует выпустить из лагерей и тюрем сразу все пять тысяч заключенных.
Афганские власти утверждают, что в стране 34 зараженных коронавирусом Covid-19, хотя без особого риска ошибиться можно предположить, что цифры существенно занижены ввиду ограниченного количества тестов. Больше всего рискуют заразиться вирусом заключенные в переполненных тюрьмах.
«Все, конечно, прекрасно понимают, что угроза коронавируса делает как можно более быстрый обмен пленными жизненно важным и необходимым»,- написал в своем аккаунте в Twitter глава американской делегации на переговорах в Дохе Залмай Халилзад.
Кстати, вполне понятна и легко объяснима повышенная активность Майка Помпео. Глава внешнеполитического ведомства Америки поставил на карту свою репутацию дипломата, подписав соглашение в Катаре от лица США. О том, что сейчас он не очень верит в возможность по крайней мере немедленного соглашения между Гани и Абдуллой говорит и то, что вместо того, чтобы вернуться из Дохи в Кабул и продолжить уговаривать противников пойти на компромиссы, он улетел домой.