Центральный архив Минобороны РФ в Подольске встречает 75-летие Победы в обстановке тотальной разрухи, опустошения и забвения документов о защитниках Отечества.
Никогда бы не поверил, что главное хранилище памяти защитников Отечества выглядит настолько заброшенным. Но фотодокументы не лгут: территория Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО), окружённая высоким глухим забором, напоминает небольшой отдалённый гарнизон из 1990-х годов, который машина времени вдруг телепортировала в подмосковный Подольск. Кучи строительного мусора повсеместно, ржавые трубы в ошмётьях стекловаты, солдатские курилки из наспех сколоченных досок, а весной ещё непролазная грязь и глубокие лужи на дорогах. На ум приходят сразу все синонимы запущенности - от мерзости запустения до одичалости.
Но самое удручающее впечатление произвело хранилище, в котором находятся личные дела офицеров Советской армии и флота. Оно представляет собой помещение, выражаясь деликатно, «барачного типа» - длинное узкое одноэтажное строение, собранное из похожих на фанеру листов. Вплотную к этому «хранилищу» бесценных документов примыкает многоэтажный сердюковский долгострой, о котором расскажем ниже.
По свидетельству сотрудницы архива, пожелавшей сохранить анонимность, немалая часть офицерских карточек, не поместившаяся на стеллажах, штабелями свалена в коридоре.
Но к фактам «забвения защитников Отечества» всё описанное выше безобразие я ещё не причисляю. Забвение и попрание памяти в стенах ЦАМО грубо и зримо произошло совсем недавно - в последних числах декабря 2019 года, когда было снесено одно из исторических зданий, в которых некогда размещалось знаменитое Подольское артиллерийское училище. Ныне и присно невосполнимая потеря, сейчас на том месте – битый кирпич и цементная пыль. Редакция FLB располагает уникальным предсмертным фото этого здания.
В 1941-м курсанты Подольского артиллерийского училища (ПАУ) почти поголовно полегли в боях на подступах к Москве.
Чудом на кирпичной кладке бывшей казармы ПАУ сохранилась надпись, видимо нацарапанная рукой безымянного курсанта: «СТОЯЛИ МЫ А ПАПЫ НАШИ УЖЕ ТАМ. НА ФРОНТ ОТСЮДА МЫ УШЛИ. СТРАННОЕ ЧУВСТВО У НАС. 12. VII. 41 г.»
Исторические постройки ПАУ, по сути, ждёт полное уничтожение. Происшедший 27 декабря 2019-го снос одного здания – это всего лишь первый этап так называемой «Реализации дорожной карты завершения строительства ЦА МО РФ», которая подписана в феврале 2019-го замом министра обороны Тимуром Ивановым и начальником Генштаба МО РФ Валерием Герасимовым и согласована c начальником Архивной службы Вооружённых сил РФ, гендиректором УЗКС МО РФ, гендиректором ГУОВ и начальником «ГВСУ по специальным объектам» (документ имеется в редакции FLB).
Согласно этой «дорожной карте», на третьем этапе, до конца 2020 года, будут снесены все без исключения здания ПАУ, включая бывшую казарму, на стене которой начертано выше описанное послание из 1941-го.
…Экс-министр обороны Анатолий Сердюков, торговец мебелью по основной профессии, был, разумеется, бесконечно далёк от идеи «храма-архива». В марте 2008-го он нанёс визит в ЦАМО, и сразу в СМИ появились неофициальные сообщения о том, что министр обороны России принял решение о закрытии ЦАМО и передаче территории архива под застройку.
Тогда деловую хватку министра с мебельным уклоном недооценили. На волне народного праведного гнева Сердюков сделал хороший гешефт. Вместо жилого посёлка он развернул строительство десятков огромных архивохранилищ, каждое размером с 9-этажный жилой дом. Всего к концу 2014-го должны были возвести 51 бетонную коробку! Этот многомиллиардный подряд Сердюков отдал компании "Стройимпульс", которой владел его давний питерский знакомый и партнёр по мебельному бизнесу Сергей Амелин.
Амелин едва успел завершить только первую очередь строительства, то есть построил 21 корпус. В начале 2013-го стройка остановилась как вкопанная, поскольку Сердюкова со скандалом отправили в отставку, а его бизнес-партнёры переместились либо на тюремные нары, либо под домашний арест в свои золотые квадратные метры. Памятником их кипучей деятельности остаются до сих пор остовы бетонных коробок.
Шли годы, а новое руководство Минобороны, видимо, пораженное размахом воровства при строительстве ЦАМО, никак не могло решить судьбу главного архива. Но, густо ощетинившийся высокими наростами, как коронавирус, ЦАМО вызывал безотчётное беспокойство. В декабре 2016 года на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности обсудили долгострой нового архивного комплекса в Подольске. И только в начале 2019 года на свет появилась долгожданная «Концепция развития Центрального архива Минобороны России в г. Подольск».
Сносить начали в конце 2019-го. Сносили по-военному, как бомбили, - тотально и по квадратам. С первого захода отбомбились по «квадрату» у КПП-2, который на карте обозначен белым прямоугольником. С лица земли исчезли восемь зданий: семь новых бетонных 9-этажек и казарма ПАУ (корпус № 3).