Начинаем цикл публикаций о музыке в кино. Словосочетание «отечественное кино» и «песни из кинофильмов» прежде всего вызывают ассоциации с советским наследием. В СССР было снято множество легендарных фильмов, в которых прозвучали не менее легендарные песни. В попытках описать или хотя бы выбрать лучшие песни из советского кино можно «закопаться». В интернете можно встретить множество подборок на эту тему. О музыке из российского кино, снятого уже после распада Союза, говорят гораздо реже, и я подумал, что было бы интересно обратиться к этой теме.
В 90-е, 2000-е и 2010 песни звучали не только в большом кино, но и в сериалах, этот формат фильмов с годами обретал всё большую популярность. При подготовке статьи мне вспомнились в том числе интересные сериальные хиты, но их я решил отложить их для отдельного разговора. В данном случае речь пойдет о саундтреках из полнометражного кино.
Представляю вашему вниманию некоторые памятные композиции, которые обрели или увеличили свою популярность благодаря появлению на киноэкране.
Наутилиус Помпилиус « Крылья» и другие песни к х. ф. «Брат-1» (1997, реж. А. Балабанов)
Рубеж 90-х и 2000-х годов в российском кинематографе прочно ассоциируется с дилогией Алексея Балабанова «Брат», которая представила российскому зрителю «героя поколения» в исполнении актера Сергея Бодрова. Не удивительно, что в таком фильме прозвучала музыка поколения – русский рок. Выход фильмов на экраны пришелся на эпоху очередного рассвета в истории отечественной рок-культуры. Балабанов всегда проявлял интерес к отечественному року. Он и актер Сергей Бодров, запомнились как фигуры из мира кино, прочно ассоциирующиеся с рок культурой.
В фильме «Брат» звучала музыка легендарной группы «Наутилиус Помпилиус». Песни для фильма не были написаны специально. Алексей Балабанов находился в дружеских отношениях с лидером коллектива Вячеславом Бутусовым, и Вячеслав разрешил ему использование песен. Главный герой фильма – Данила Багров - в целом ряде эпизодов слушает песни этого коллектива. Сами музыканты также приняли участие в сьёмках, что, безусловно, привлекло ещё большее внимание к фильму. В одном из моментов показано, как поклонник «Нау» Багров пытается купить наиболее свежий на тот момент альбом группы «Крылья».
Заглавная песня альбома является, пожалуй, самым известным хитом из тех, что прозвучали в фильме, и одной из самых известных композиций у «Наутилуса» вообще. Она получила популярность безотносительно фильма. Её слышали и знают даже те, кто не смотрел «Брата» и не особо «погружался» в музыку русского рока той эпохи.
Прозвучали в картине и другие песни группы, не из альбома «Крылья». Тексты большинства композиций созданы одним из главных рок-поэтов нашей страны Ильей Кормильцевым.
Помимо «Наутилуса» в саундтреке к фильму участвовала рок-певица Настя Полева, она исполнила одну из композиций. Позже, когда на экраны выходил второй фильм, саунд-трек был издан самостоятельной пластинкой.
Би-2 «Полковнику никто не пишет» (х.ф. «Брат-2», 2000, реж. А. Балабанов)
«Полковнику никто не пишет» – культовая песня рубежа веков. Создавшая её группа «Би-2» в тот период только начинала свою карьеру в России (музыканты родились и начали играть музыку ещё в советской Белоруссии, потом жили в других странах – Австралии и Израиле). Исполнение песни в фильме «Брат-2» и появление группы на экране сыграли важную роль в обретении коллективом широкой популярности. Специфическая система образов в запоминающихся и ярких текстах группы «Би-2» понятна не всем. Многих наверняка волновал или до сих пор волнует вопрос, о чем же эта легендарная песня. Такой вопрос группе однажды задала известная оперная дива Любовь Казарновская, она уточнила, имеет ли содержание песни какое-то отношение к Г. Г. Маркесу. На вопрос музыканты ответили, что на создание текста их вдохновил город Мельбурн, где они одно время жили и творили. Однако книга классика магического реализма оказалась в названии песни не случайно. У итогового текста, положенного на музыку и прозвучавшего в фильме «Брат-2», есть прародитель. Дядя Шуры Михаил Карасев, неоднократно выступавший автором или соавтором песен группы, написал стихотворение «по мотивам» известнейших романов колумбийца «Сто лет одиночества» и «Полковнику никто не пишет». Он предложил свой текст группе, музыканты его существенно переработали, оставив от оригинала лишь хит-фразу и название. Так песня о Маркесе стала песней о Мельбурне, но у слушателей она не ассоциируется ни с тем, ни с другим после того как прозвучала во втором «Брате».
Изначально Балабанов планировал, что автором саунд-трека ко второму фильму «Брат» станет Юрий Шевчук. Он планировал использовать песню «ДДТ» «Не стреляй». Однако, музыкант не оценил картину, негативно отозвался о ней и наотрез отказал в использовании собственных песен. Старшим за подбор саундтрека к фильму был назначен известный радиоведущий, продюсер и главное лицо «Нашего радио» Михаил Козырев. Он и «подсунул» Балабанову песню тогда ещё малоизвестной российскому зрителю группы «Би-2», и тем самым сыграл важную роль и в успехе фильма, и в будущем успехе коллектива. Благодаря Козыреву фильм наполнили песни многих известных исполнителей русского рока. Его задумка была в том, чтобы использовать актуальную и популярную у молодежи музыку. В фильм вошли песни, находившиеся в ротации «Нашего радио». Так и получилось, что в фильме прозвучали композиции групп «Сплин», «Аукцион», «Маша и Медведи», «Агата Кристи», хит «Искала» певицы Земфиры.
Агата Кристи – Саунд-трек к фильму «Сестры». ( 2001, реж. С. Бодров-мл.)
«Сестры» – первый и единственный фильм, снятый Сергеем Бодровым-младшим в качестве режиссера. Для саунд-трека к фильму он решил использовать уже известные и любимые многими хиты группы «Кино». Сергей уважал творчество Виктора Цоя. В картине прозвучали песни «Спокойная ночь», «Кукушка».
Помимо легендарных хитов Виктора Робертовича у фильма «Сестры» был и оригинальный «свежий» саунд-трек, в создании которого приняли участие звезды русского рока – группа «Агата Кристи», находившаяся в тот момент на пике популярности. Предложение, сделанное Бодровым братьям Самойловым, изначально касалось уже имеющихся песен. В картине прозвучала, в частности, композиция «Ein Zwei Drei Walt» из альбома «МайнКайф» 2001 года.
Однако, ознакомившись с киноматериалом, музыканты решили, что старыми песнями тут не отделаешься, и создание саундтрека требует отдельной работы. Самойловы создали главную инструментальную тему к фильму, написали песню «Пуля» и сняли на неё клип в декорациях фильма.
Известность получила прозвучавшая в картине композиция «ХалиГалиКришна».
Для братьев это был первый опыт написания музыки для кино. Работа над саундтреком совпала с трагичным событием в истории «Агаты». Ушел из жизни один из основателей коллектива, клавишник Алексей Козлов, в своё время именно он придумал называть рок-группу в честь британской детективной писательницы. В связи со смертью коллеги группа сделала вынужденный перерыв в работе над саундтреком и вернулась к написанию музыки уже после похорон.
Ночные снайперы – «Только ты» (х. ф. «Кармен», 2003, реж. А. Хван )
В 2003 году на экраны вышел фильм режиссера А. Хвана «Кармен». Название намекает на вольную интерпретацию знаменитого образа и сюжета мировой культуры. В России 2000-х годов это была драматичная история любви заключенной и милиционера. Композитором данного фильма официально значится Геннадий Гладков, автор детских песен, создавший музыку для известных мультфильмов и передач. Однако в картине использовались и композиции других авторов. Неразрывно ассоциируется с данной картиной песня группы «Ночные снайперы» «Только ты». Проникновенная композиция, повествующая о любви и не лишенная смыслового посыла, соответствовала атмосфере кинокартины и, возможно, именно поэтому, больше всего запомнилась.
Уматурман – «Ночной дозор» (Из х.ф. «Ночной дозор», )
К экранизациям романов С. Лукьяненко, снятых Тимуром Бекмамбетовым, можно относиться по-разному. Со стороны зрителей картины вызывают немало критики, тем не менее «Дозоры» стали заметной и важной страницей в истории российского кино. Фильм «Ночной дозор» считают «первым русским блокбастером» и «первым русским триллером». Он получил известность не только в России, но и за рубежом, был дублирован на английский язык. Популярный мужской lifestyle журнал «Esquiere» включил его в список лучших фильмов не на английском языке. Но у нас речь не о самом кино, а о музыке, в нем прозвучавшей. Заглавная песня в «Ночном дозоре» была написана и исполнена группой «Уматурман». Братья Крестовские тогда обретали популярность, на слуху был их хит «Прасковья». Вне контекста фильма песня «Ночной дозор» не очень примечательна. За 3 минуты Крестовский кратко и понятно пересказал весь сюжет картины. Песню называют одним из самых эпичных спойлеров в истории отечественного кино. «Уматурман» воспринимались в общественном создании как рок-группа. Песня с речитативными куплетами и певучими припевами эксплуатировала элементы хип-хопа и оказалась максимально далека от привычного облика рок музыки, за что группа подверглась критике со стороны фанатов жанра. Песня была раскритикована и безотносительно её причастности к року. Саунд-трек получился не выдающимся, но, тем не менее, запомнился и упрочил популярность коллектива.
Город 312 – Останусь ( из х.ф. "Дневной Дозор", реж. Т. Бекмабетов, 2005)
Автором музыки к экранизации второго романа «дозорной серии» Лукьяненко был композитор Юрий Потеенко, его инструментальные темы звучали в различных эпизодах фильма. Было в картине и много другой музыки. В умах зрителей и меломанов этот фильм ассоциируется прежде всего с одним из главных хитов группы «Город 312». Группа из Киргизии в тот же год выпустила свой дебютный альбом «213 дорог», в трек-лист которого вошла композиция, использованная в фильме и впоследствии ставшая одним из главных хитов коллектива. На контрасте с саунд-треком первого фильма музыка группы в картине была принята на ура.
Город 312 – Вне зоны доступа (из. х.ф. "Питер-FM", 2006, реж. О. Бычкова)
Вскоре после выхода «Дневного дозора» музыка Киргизской группы «Город 312» снова зазвучала в кино, в мелодраматическом фильме действие которого происходит в «городе 812», то есть в Санкт-Петербурге. Картина Оксаны Бычковой «Питер FM” в своё время была громкой премьерой, но сейчас о нём уже не многие помнят. Тема «радио», отраженная уже в названии предполагает, то что саундтрек фильма богат песнями, однако самым ярким хитом из картины стала композиция «Вне зоны доступа» от киргизских музыкантов, она соответствовала легкому и лирическому настроению фильма. Песня стала заглавной композицией второго студийного альбома группы, дав ему название.
Алла Пугачева и Кристина Орбакайте – Опять метель ( 2007, реж. Т. Бекмабетов.)
Создатель «Дозоров» режиссер Тимур Бекмабетов на волне успеха своих фильмов взялся за рискованное дело, решив сделать ремейк легендарного советского фильма. Комедия Эльдара Александровича Рязанова «Ирония судьбы, или с Легким паром!» стала главным символом советского Нового года. Песни к оригинальной картине были написаны композитором Микаэлем Таривердиевым на стихи классических и современных поэтов. Переплюнуть и даже повторить сам фильм и саунд-трек к нему – задача не из легких, и если фильм заслуженно подвергся критике, то песню, написанную одним из лучших поп-композиторов современности Константином Меладзе, наверное, не стоит сравнивать с таривердиевскими хитами.
Продолжение легендарной «Иронии» рассказало аналогичную историю, произошедшую в реалиях современной России с детьми главных героев «оригинала». Барбара Брыльска, Андрей Мягков, Юрий Яковлев и даже сам режиссер Эльдар Рязанов приняли участие в сьемках картины. Принцип «преемственности поколений», на котором строилась концепция сюжета, отразился и в саундтреке. Женские песни от имени Нади Шевелевой в оригинальном фильме исполнила Алла Пугачева, главную песню для «Иронии судьбы. Продолжения» пела снова примадонна, но уже вместе со своей дочерью Кристиной Орбакайте.
Композиция «Опять метель» получилась трогательной и философской. Песня обрела популярность и живет своей жизнью в отрыве от кино. На различных сборных концертах и вокальных шоу её неоднократно исполняли разные молодые артисты. Это, пожалуй, один из тех случаев, когда песня получилась лучше, чем сам фильм.
Любэ и Виктория Дайнеко – «Мой Адмирал» (из. х.ф. «Адмирал», реж. А. Кравчук, 2008 )
Исторический фильм, повествующий о судьбе и любви белого генерала Александра Васильевича Колчака, вышел на экраны в 2008 году. Главные роли сыграли те же артисты, которые за год до этого «повторили» историю легендарного рязановского фильма в «Иронии судьбы. Продолжение» - Елизавета Боярская, Константин Хабенский и Сергей Безруков. Снял картину режиссер Андрей Кравчук, а одним из композиторов стал Игорь Матвиенко. Заглавную песню из фильма «Мой Адмирал» исполнили его подопечные – группа «Любэ». Компанию Николаю Расторгуеву и его коллективу составила певица Виктория Дайнеко. Она получила известность, став победительницей музыкального шоу «Фабрика звед-5». Руководила этим проектом Алла Пугачева, а автор песен для фильма «Адмирал» Матвиенко участвовал в нём в качестве композитора и после проекта взял под своё крыло талантливую певицу.
Помимо дуэта с «Любэ» Вика Дайнеко исполнила в фильме песню Игоря Матвиенко «Анна» на стихи Анны Тимиревой.
Любэ - «А зори здесь тихие» ( из одноименного к/ф, 2015, реж. Р. Давлетьяров)
Повесть советского писателя Бориса Васильева о военных подвигах и трагичной судьбе девушек-бойцов экранизировали несколько раз. Классической стала советская экранизация в 1972 году. Этот фильм вошел в золотой фонд советского кино. Достойную современную версию в 2015 году представил режиссер Ренат Давлетьяров. Главную мужскую роль сержанта Васкова сыграл актер Петр Федоров.
Одноименную названию повести и фильма песню «А зори здесь тихие», прозвучавшую в исполнении группы «Любэ», написали композитор Игорь Матвиенко и поэт Михаил Андреев.
В данную подборку я умышленно не включал такие фильмы как «Стиляги» и две части мелодрамы «Лед», где музыкальная составляющая строится на использовании и исполнении известных хитов. Во-первых, их там слишком много, а, во вторых, они обрели самостоятельную популярность задолго до выхода фильма.
Хороших песен в отечественном кино за почти уже тридцать лет истории культуры современной России прозвучало гораздо больше. Я выбрал лишь наиболее примечательные и памятные лично мне. Планирую продолжать развивать тему киномузыки на своём канале и когда-нибудь обязательно расскажу о других песнях из фильмов. В этой статье мы почти не затронули кинофильмы, снятые в последние годы, где тоже звучала музыка и песни. Ваши варианты интересных композиций из русского кино принимаются в комментариях.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал.
Слушайте хорошие песни, смотрите хорошие фильмы и помните, что нет более субъективных сфер, чем кинематограф и музыка.
В комментариях к данной публикации просьба аргументировано высказывать своё мнение, не переходить на личности и не опускаться до оскорблений. Обоснованные дополнения, уточнения и замечания - принимаются.