Найти тему
Михаил Ванеев

Кен Хенсли. Фотография должна изображать меня настоящего

«Мне всегда нравилось, как расписывался мой отец. Поэтому я очень хотел научиться расписываться как он. На мой взгляд, жизнь - это непрерывный процесс обучения.
Если это интервью позволит вам научиться чему-то в искусстве фотографии, то этот разговор состоялся не зря. Чем, по-вашему, я занимаюсь каждый вечер, когда исполняю музыку? Тем самым я спрашиваю многотысячную публику, что они думают о моём творчестве. И, получая отклик, я делаю выводы и основываю на них дальнейшие действия.» — Кен Хенсли (Ken Hensley)

Михаил Ванеев: Доводилось ли вам когда-нибудь давать интервью фотографу?
Кен Хенсли: Нет.

- Является ли фотография одной из главных составляющих имиджа музыканта?

- Да, несомненно. Сегодня любой может заснять тебя на камеру мобильного телефона или видеокамеру, в результате чего возникают миллионы фотоснимков - но официальные фотографии, действительно, остаются основной проекцией образа музыканта. Они всегда были таковыми, и это по-прежнему так.

Ken Hensley
Ken Hensley

- У вас есть свой стиль. Ваши фотографии на протяжении многих лет говорят об этом.

- Окей, это всего лишь ваше восприятие. Оно не обязано должно совпадать с моим. Разумеется, если вы - публичная личность, необходимо проявлять определённую сознательность, это касается любых ваших действий. Когда я выхожу за порог своего дома, я ловлю себя на мысли, что должен быть одет подобающе - люди же смотрят. Дома не смотрят - собака с кошкой клянчат еду, жена просит внимания - и когда они смотрят на меня, то не как на рок-звезду, а как на главу семейства. Но в "исполнительской" обстановке, где взгляды обращены ко мне по другим причинам, я делаю всё иначе. Всё проще некуда, но для наглядности: когда я собираюсь на гастроли, за два дня до моего отъезда ко мне приходит девушка, которая красит мне волосы. Ничего подобного мне не требуется, когда я просто нахожусь дома. Это - как раз та демонстрируемая часть имиджа, пока я не совсем обычный человек.

- Что для вас важно в фотографии?

- Я действительно не эксперт в создании фотоснимков, я - не фотограф, но я смогу определить хорошую фотографию, когда её увижу. Вы не сочиняете музыку, но понимаете, что песня хороша, когда слышите её. Каким-то образом одна творческая личность должна понимать другую творческую личность, это тоже надо уметь.

Большинство фотографов, с которыми я работал, были настоящими профессионалами своего дела. Во времена Uriah Heep мы работали с лучшими из занятых в этой сфере фотографами. Очевидно, хороший фотограф способен сделать хорошее фото, но единственное, чего я не люблю - это когда мне не предоставляют возможность лично одобрить снимок. Когда фотографии отбирает кто-то другой - это единственное, что мне не нравится. Самое главное - чтобы фотография изображала меня настоящего, насколько это возможно.

Фото: Игорь Сахаров
Фото: Игорь Сахаров

Когда у меня была фотосессия с Игорем Сахаровым в Санкт-Петербурге, некоторые фотографии вышли отлично, а некоторые оказались неудачными - те, на которых я специально позировал, с ветром, дымом и прочими уловками. Лучшие фото - где я запечатлен естественным образом.

В былые дни подразумевалось, что рок-звезды - люди хмурые и агрессивные, и порой нам приходилось выглядеть подобающе, но сейчас я выгляжу именно так, я - пожилой, доброжелательный человек, и мне больше по душе, когда фотографии показывают именно эту сторону моей личности; я не люблю, когда фотография несёт ложный посыл.

Uriah Heep (Live 1973) by Fin Costello
Uriah Heep (Live 1973) by Fin Costello

- Что такое рок-фотография для Кена Хенсли?

- Движение. Жизнь в движении. Для меня, фотоснимки, запечатлевающие жизнь в движении - это самые лучшие фотографии и самые лучшие видеозаписи.

- Фотографы - кто они для вас?

- Люди, которые знают, чего хотят. Я располагаю причиной этого, они располагают идеей, как это воплотить. Успех этих отношений между двумя творческими людьми, работающими в разных плоскостях, всецело зависит от их коммуникации. О чём говорит ваша фотография? Она говорит что-то обо мне, или о вас? Я всегда задаю этот вопрос. Потому что фотосессия может занять 4 часа или закончиться через 10 минут если я не знаю, чего вы хотите, и вы не говорите мне об этом, или вовсе не знаете ответ.

Я не понимаю фотографов и не фотографирую сам - снимки получаются неважные. Моя жена может взять в руки фотоаппарат, направить его на камин и сделать отличную фотографию. Я могу взять тот же самый фотоаппарат, сфотографировать тот же камин, и получится ужасно. Это не мой талант. Но профессионалов я воспринимаю всерьёз, поэтому я успешно сотрудничаю с музыкальными продюсерами, видеорежиссёрами, фотографами, концертными организаторами и так далее. Я ценю их профессионализм, серьёзно отношусь к их делу и рассчитываю, что они столь же серьёзно отнесутся к моему. Такой подход позволяет сделать наше сотрудничество успешным и плодотворным.

- Что дала вам работа с фотографами, как артисту?

- Перед фотосессией с Сахаровым в Санкт-Петербурге, мы пообщались с ним пару-тройку часов, потому что я чувствовал себя неуютно перед объективом фотокамеры. И, честно говоря, мне вообще было не по душе, когда меня фотографировали. Я - не очень хороший актёр, мне трудно позировать. Но он поработал со мной над этим, помог мне раскрепоститься и понять, что он делает. Он сделал серию снимков и показал их мне, на экране монитора. И я начал понимать, какого результата он хочет добиться. Он помог мне преодолеть свою замкнутость в вопросах фотографирования. Когда я понял его работу, как фотографа, - я осознал его видение, хотя бы немного. С пониманием его видения, мне стало легко с ним работать. Я - человек творческий, и лучше всего мне работается с творческими людьми. И мой первый вопрос любому фотографу: зачем? В мире существуют миллионы моих фотографий, зачем вам ещё одна? Хотите ли вы сказать что-то новое, или повторить что-то из сделанного ранее по-новому? Или вы просто повторите то, что и так уже сделано до вас? То же самое может быть сказано о сочинении песен. Для меня процесс написания песен проходит свободно и естественно, потому что я не хочу повторяться. Ведь, насколько я могу судить с творческой позиции, это как раз самое сложное - создавать что-то новое.

- Должен ли фотограф быть психологом?

- Я не знаю. Но вам, как фотографу, известно точно так же, как и мне (не фотографу!) что любой человек сложнее, чем кажется. Думаю, психология тут ни при чём - скорей, здесь имеет место физиология; это естественная функция, отвечающая за процесс знакомства с личностью, последующего за визуальным восприятием. Например, вы часто могли слышать, как западные музыканты говорят: русские женщины очень красивые. Я никогда не использовал такую формулировку - я говорю, что русские женщины красиво выглядят, наделены красивой внешностью. Поскольку, лично для меня, красота исходит из другого места - из сердца, а не красивого лица, груди и так далее. Так что, когда фотограф намеревается сфотографировать кого-то, следует начать с того, чтобы получше познакомиться с этим человеком - и тогда фотографу удастся подобрать ту ситуацию или обстановку, в которой проявится настоящий облик фотографируемого. Но это всего лишь моё мнение.

Ken Hensley
Ken Hensley

- Должен ли фотограф показывать черновой материал?

- Конечно. В моём случае - да. Меня не интересуют отретушированные, «зафотошопленные» снимки. Как я уже сказал, мои любимые фотографии - те, где я запечатлен как есть, настоящим, натуральным образом, где я не напряжён, не скован и не испытываю дискомфорт. Я не хочу видеть что-то ненастоящее. Лично я предпочитаю видеть все фотографии и иметь возможность самому выбирать лучшие.

- Какие ошибки допускают фотографы во время работы на концерте?

- Даже не знаю, потому что я не замечаю фотографов во время концерта - я сконцентрирован на своей публике. Лично я, о чём бы ни шла речь - о музыке, книге, фильме - всегда ищу оригинальные идеи. Разные идеи. Поэтому для меня величайшей из наблюдаемых мной ошибок является постоянное повторение: люди постоянно делают одинаковые фотографии, и возникает ощущение, что вы уже видели эту фотографию или смотрели эту видеозапись тысячи раз. Поэтому, когда я работаю с фотографом или видеорежиссёром, основная идея всегда звучит так: «Давайте сделаем что-то новое».

- Какая фотосессия была самой сложной в вашей карьере?

- Фотосессия для оформления альбома Uriah Heep «Wonderworld», где нам пришлось изображать статуи. Нашу одежду вымочили в какой-то жидкости, чтобы она выглядела как камень. Это была самая долгая фотосессия - было не комфортно, и эту обложку я терпеть не могу.

Photography and Concept Graham Hughes
Photography and Concept Graham Hughes

- Но ведь она изображена на футболках?
- Да. Меня никто не спрашивал.

-6

- Что вы можете сказать о фотографиях Fin Costello «Uriah Heep Live» ?

Uriah Heep (Live 1973). Photo: Fin Costello
Uriah Heep (Live 1973). Photo: Fin Costello

- Отличные фотографии. Это - "живые" фотографии. Они - лучшие. То было волшебное время в жизни группы, эти фотографии вызывают потрясающие воспоминания. Я сейчас даже не затрагиваю их художественную ценность - я просто хочу сказать, насколько сильно они воздействуют на меня. Сам факт, что я был там и переживал эти чудесные моменты.

-8

Перевод: Максим Епанчинцев

НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON STAGE AND BACKSTAGE
©
Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski