Татьяна Глазачева (CEO Robokassa) о том, какие новые бизнес-индустрии сегодня активно подключаются к онлайн-платежам во время эпидемии коронавируса.
Оборот безналичных платежей в Интернете всегда стремился занять долю рынка на уровне 90-95% (в настоящее время на рынке интернет-торговли она достигает 60-65%. — Ред.) — не было бы счастья, да несчастье помогло — та самая поговорка, которая применима в новых реалиях нависшей пандемии.
Справка
ООО «Робокасса» создано в 2002 году. Robokassa - универсальный сервис приема платежей, более 17 лет работающий на рынке электронной коммерции. В настоящее время к Robokassa подключено более 120 000 проектов, продающих товары и услуги онлайн. Сервис предоставляет все популярные каналы оплаты, решения по фискализации, а также целый ряд смежных услуг для комфортной онлайн-торговли.
Сегодня все мы на грани глобального мирового кризиса. Когда коронавирус пришел в Китай, у нас в России не было такой паники. Она началась, когда ситуация с эпидемией коснулась Италии: в социальных сетях мы видим много фотографий и видео пустых улиц, закрытых ресторанов. Многие призывают не паниковать и сохранять здравый смысл, но делать это в подобной ситуации очень непросто. Компании отправляют на удаленную работу тех, кто не может как из-за угрозы заражения, так и из-за внутреннего напряжения работать в офисе и находиться в общественном месте, желая быть рядом со своими близкими. Как это отразится на бизнесе, мы увидим месяца через два. А пока посмотрим, что же происходит на нашем рынке электронных платежей — для примера, пройдемся по сегментам.
Все бизнесы сферы travel и авиаперевозки ожидаемо упали — и упали заметно: примерно на 70%. Думается, что стабильного роста в обозримое время ждать не стоит.
Многие прогнозировали взрывной рост платежей в пользу онлайн-кинотеатров и онлайн-трансляций — но прогнозы не сбылись. Почему? Эти сервисы стали социально активными и дают бесплатно доступы к своим сервисам. Полагаю, что это точный расчет для привлечения и удержания новых клиентов, наращивания пользовательской базы в расчете на будущее.
Растет число компаний, продающих медицинские аксессуары. Удивительная ситуация происходит с фирмами, которые производили брендированные футболки и одежду, они быстро переориентировались и стали отшивать а-ля медицинские маски с логотипом компаний. Подключаются бизнесы, связанные с предсказаниями. Это даже не гороскопы, а история с гадалками, предсказывающими, умрет человечество или нет.
Зато стабильный рост показывают все сервисы, связанные с доставкой. Говорят, что рестораны закрываются, заведения теряют свою клиентуру — ничего подобного! Самые внимательные очень быстро переобулись. В результате мы видим, как идет перераспределение клиентов из ресторанов в сторону заказов блюд на дом. Заведения создают или усиливают работу со своими страничками в соцсетях и на других онлайн-площадках, обзванивают свою лояльную аудиторию, рассказывают о своих возможностях — и это правильный и хороший подход.
Если вы не понимаете, как общаться со своей лояльной аудиторией, просто вспомните: в период самоизоляции мы все испытываем дефицит общения. Поднимайте базы, увеличивайте call-центр и говорите с клиентами о своих новых услугах.
Отдельный вопрос — трансграничная торговля. С одной стороны, это удаленная доставка всего необходимого, которая так ценится сегодня. С другой — люди попросту боятся делать заказы в зарубежных интернет-магазинах из-за мифа: мол, существует вероятность получить в посылке коронавирус. Роста этого сегмента не произошло — во многом безосновательный страх оказался сильнее удобства.
Конечно, пандемия ударила и по офлайн-ретейлу, ведь его ключевое преимущество — возможность потрогать товар перед покупкой — уже потеряло свой вес. И если у того или иного магазина не было своего полноценного канала продаж в Сети, то создавать его уже поздновато — для этого нужно немало времени и компетенций.
Есть ли пути выхода? Как минимум два. Первый — начинать плотную работу с социальными сетями: не забываем, Instagram как рвал рынок по числу пользователей, так и продолжает это делать по сей день. Остается лишь выбрать курсы для обучения, которые представлены на рынке в огромном количестве. Второй — выставлять свои товары на маркетплейсе, который предоставит все необходимое, от приема платежей и фискализации до расширенной карточки товара и функционала доставки.
Из выступления на онлайн-мероприятии «Российский е-com в период пандемии. Круглый стол участников рынка».