«Надежды юношей питают...» Многие надеются, что коронавирусная буря и нефтяная качка послужат «смывом» для всего ненужного, дрянного и некачественного в разных сферах человеческой жизни. В том числе в области кино и телепроизводства.
Поспешу огорчить наивных... в России из-за кризиса такого «очищения» не произойдёт. Хотя бы в силу специфики системы нашего творческого производства (бизнес-модели, традиционных источников и мотивов финансирования, экономического устройства в целом). В ближайшие год-два-три отечественные производители будут в основном баловать нас на всех платформах следующими уже знакомыми блюдами:
Кальки second hand с американских криминальных, военных и постапокапоптических поделок.
- ОколоКВНовские «гы-гы», в том числе с обязательно матюгающимися звёздами чернозёмного стендапа.
- Уныло-претенциозное «Дылдоподобное» мрачное дерьмо с посылом «всё было, есть и будет херово». Для двинутых-продвинутых.
- «Сопли в сиропе» с примитивными ударами по нижним чакрам имени «Лёд-2»
- Правильное и в целом нескучное, но всё-же нишевое кино типа «Калашникова», «Ржева» или «28 панфиловцев» (убеждён, что именно такие картины и должно поддерживать государство. Хочешь тупо покакать на историю или современную власть какай на свои или частные).
При всём этом, наверняка какие-то из этих фильмов будут достойными и добротными. «Не стыдными», как тот же «Полицейский с Рублёвки» или «Холоп». Но ни разу не откровениями, «вечными» с художественной точки зрения.
Прорыв возможен. Но не из-за кризисов. А в случае прихода в наш кинематограф больших и серьёзных денег. Причём, источник этих денег должен обладать следующими качествами:
- Уметь считать деньги. При этом быть «расчётливым профессиональным евреем», а не «жидом-крохобором».
- Стремиться к положительному результату, не только финансовому.
- Обладать опытом построения эффективных структур, в которых задействованы личные средства и государственные и общественные силы.
- Не лезть всюду самому, расставляя на ключевые посты профессионалов с правом самостоятельного принятия решений.
- Деньги, вкладываемые в кино, не должны быть «последними».
Как минимум один человек, обладающий такими свойствами и качествами, есть. И он давно продемонстрировал свои скиллы в смежной шоу-области. В футболе. С «Челси» и какое-то время со сборной России.
Роман Аркадьевич Абрамович и его фонд «Кинопрайм» уже вкладывают большие деньги в российское кино, поддерживая несколько проектов. С 26 марта на 30 апреля этого года перенесена премьера «первого блина» фонда — фильма «Фея» Анны Меликян с Константином Хабенским и Ингеборгой Дапкунайте в главных ролях.
«Фея» должна завершить трилогию Анны, «зафиналив» фильмы «Русалка» и «Звезда».
Меликян —режиссёр неоднозначный, в её биографии есть и заслуженные «Ники», и откровенные провалы. «Русалка» вообще была номинирована на «Оскара», но при этом так в прокатный плюс и не вышла. А «Звезда» и вовсе по сборам пролетела со свистом. Так что от «Феи» можно ожидать чего угодно. Но возвращаясь к самому фонду Абрамовича «Кинопрайм» я бы в любом воздержался от жёсткой критики этого фильма и тем более фонда, в «Фею» вложившегося.
На построение любой системы нужно время. Пробы и ошибки... Ведь и «Челси» добирался до еврокубков дрогие годы. И «бронзовая» сборная России поначалу катала унылые ничьи с Израилем, с трудом обыграла Андорру 1:0. А на чемпионат Европы 2008 поехала благодаря тому, что хорваты в Лондоне обыграли надменных англичан, которые в результате остались за бортом. А ещё наша сборная подарила Роману бесценный опыт слива всего наработанного в унитаз — вместо борьбы за медали чемпионата мира наши расслабленные кудесники мяча бездарно продули словенцам и в ЮАР вообще не поехали...
Уверен — набитые в большом футболе шишки пригодятся Абрамовичу на кинониве. И, дай Бог, он будет первым, но не последним масштабным частным инвестором в наше важнейшее из искусств.