Найти тему
Мистер "ИКС"

Главное изменения в ОГЭ И ЕГЭ 2020

Оглавление

Разделение математики на «профиль» и «базу», введение ЕГЭ по китайскому языку и проверка работ на авторство с помощью компьютерной программы — такими нововведениями был отмечен прошлый год. Эксперты считают, что в 2019 году учиться школьникам стало сложнее, чем в 2018-м. В 2020 году серьезных трансформаций экзаменов не будет, но некоторые задачи и формулировки всё же изменятся. И хотя считается, что школьникам достаточно хорошо учиться, чтобы не возникло проблем с экзаменами, специалисты отмечают: требования к абитуриентам с каждым годом повышаются. И это заставляет старшеклассников всё усерднее готовиться к ЕГЭ и ОГЭ.

Фокус на двух предметах

Главным изменением ЕГЭ прошлого года стал обязательный выбор в пользу профильной или базовой математики. Теперь нельзя сдать оба варианта «на всякий пожарный» — только один. Для многих учеников это стало ударом, ведь если не удавалось вытянуть на нужный балл «профиль», подстраховки в виде сданной «базы» уже не было. С другой стороны, эксперты отрасли отмечают, что это заставило школьников вдумчивее относиться к списку предметов на экзамен — более сложный уровень выбирали только те ребята, которые поступали на специальности, связанные с точными науками. Попытать счастья с базовой математикой, если ребенок переоценил свои силы и не сдал профильную, можно было в резервные сроки.

Подход, который разделяет экзамен на профессиональный и основной уровни, было бы неплохо ввести и для других предметов, считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. В беседе с «Известиями» она отметила еще одну из главных проблем школьного образования — она заключается в том, что всё крутится вокруг русского языка и математики.

— Когда всё сосредотачивается на паре предметов, внимание учителей, учеников и их родителей фокусируется вокруг них. Остальные науки в связи с этим им менее интересны, а фундаментальное образование должно быть максимально широким, — сказала она.

Мало изменило ситуацию и введение новых федеральных государственных стандартов образования (ФГОС), принятых в конце 2019 года и гарантирующих обязательный минимум знаний по всем предметам, добавила Татьяна Клячко.

— Учительский корпус в России довольно возрастной. Они учат так, как умеют, им нужна серьезная методическая поддержка, — объяснила эксперт.

К списку иностранных языков для сдачи в прошедшем учебном году добавился китайский. Были также уточнены критерии оценивания экзамена по английскому языку и литературе. Небольшие изменения произошли в заданиях по русскому языку, истории, биологии и обществознанию.

— Больше всего людей испугало объявление, что с 2022 года в список обязательных предметов добавится иностранный язык. Многие поняли, что не будут готовы к нему с тем подходом к изучению, который есть сейчас в школах: два часа в неделю с упором на грамматику и почти без разговорной практики, — отметила заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Минувший год принес новшества и в области проверки — ранее в интервью «Известиям» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что в качестве эксперимента работы по отдельным предметам проверяла специальная программа, призванная выявить, не потрудились ли над экзаменом несколько человек.

— В прошлом году в порядке эксперимента по отдельным предметам мы попробовали использовать возможности специальной программы, — сказал он. — С использованием этой программы дополнительно после всех состоявшихся экзаменов автоматически были проанализированы ответы выпускников, написанные ими по разным предметам ЕГЭ, чтобы определить, писал ли эти несколько работ один и тот же участник. Из 700 тыс. только 75 работ вызвали некоторые подозрения. Работы были из разных регионов. Мы передали их на почерковедческую экспертизу, и по 11 работам подозрения подтвердились.

Серьезные изменения произошли и для девятиклассников: для них в качестве допуска к экзаменам ввели устное собеседование по русскому языку. Также для них появился досрочный период сдачи ОГЭ — воспользоваться им могли те, кто не сумел явиться в основные сроки проведения по уважительной причине.

Четверть от четверти не легче

Больше всего изменений в 2019 году претерпела прошлогодняя «новинка» — китайский язык. Здесь изменили часть «Аудирование» и увеличили раздел «Письмо».

Корректировки коснулись и ЕГЭ по физике, где количество заданий с развернутым ответом увеличилось до шести. А в задании на освоение элементов астрофизики теперь можно выбрать все верные ответы, а не только два.

Незначительно были дополнены ЕГЭ по русскому языку, географии, истории и обществознанию. А вот ранее анонсированная сдача ЕГЭ по информатике на компьютере в 2020 году применяться не будет — его введут через год. Зато теперь будет расширена технология передачи экзаменационных материалов непосредственно из Москвы в пункты проведения экзамена по закрытым каналам связи.

— По заявлению Рособрнадзора, серьезных изменений в заданиях ЕГЭ не произошло. После анализа результатов экзамена в текущем году были улучшены формулировки некоторых заданий и критерии их оценки. Выпускникам следует понимать, что для успешной сдачи экзаменов нужно просто учиться. После освоения школьной программы проблем на экзамене быть не должно, — заявила в разговоре с «Известиями» член Общественной палаты России, ректор РГСУ Наталья Починок.

Что касается девятиклассников, изменения произошли в ОГЭ по математике, обществознанию, русскому языку, истории, информатике, географии и биологии. Главная цель измененных заданий — проверить не столько уровень знаний по конкретному предмету, сколько так называемые метапредметные навыки: способность к анализу, систематизации информации и т.д.

Однако все эти изменения не привели к упрощению жизни школьников.

— Нагрузка на детей растет с каждым годом, — сказала «Известиям» Ирина Абанкина.

Сегодня большинству выпускников для поступления в вуз нужно четыре предмета, заметила она, конкуренция на бюджетные места большая, и, естественно, выпускникам год от года становится всё сложнее.