Найти тему
Лекторий СПВ

На Неве пароход налетел на айсберг, погибли почти все. История петербургского «Титаника»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

«В столичном городе, центре, где жизнь бьет ключом, среди белого дня, в нескольких саженях от берега, тонет пароход, набитый людьми... На глазах невольных, пораженных ужасом зрителей, происходит потрясающая, способная свести с ума, картина гибели нескольких десятков человек...» Так в первые дни апреля 1907 года отзывалась о произошедшей на Неве катастрофе «Петербургская газета».

Трагедия произошла вечером 7 апреля. От пристани напротив Пальменбахской улицы (ныне ул. Смольного) отчалил переполненный пассажирами пароход «Архангельск». Он направлялся на другой берег Невы к Охтинскому вокзалу Ириновской железной дороги, который находился на пересечении современной Свердловской набережной и Панфиловой улицы. Напомним, Большеохтинского моста через Неву тогда еще не было - он был заложен лишь в 1909 году...

«Адская погода, усилившийся ветер и падавший густой осенний снег застилали от глаз показавшиеся льдины, которые гнало из Ладожского озера. К тому же усилилась темнота. Старой конструкции и довольно ветхий пароходик, который бросало как щепку, едва достиг фарватера, как налетел на огромную льдину», - описывал газетчик обстоятельства катастрофы.

Сила удара была такова, что пароход по инерции почти выскочил на поверхность злополучной льдины, накренился, затем перевернулся и буквально за минуту затонул, унеся с собой жизни всех тех, кто попросту не успел выбраться наружу. В отчаянной попытке доплыть до берега люди хватались друг за друга, тем самым топили сами себя.

«Успевшие броситься в воду и затем показаться на поверхности были частью задавлены и затерты льдинами», - сообщал газетчик. Спаслись те, кто ухитрился вскарабкаться на них. Погибли около шестидесяти человек, и лишь тринадцать выжили - благодаря помощи, подоспевшей с находившихся в акватории пароходов...

Крушение «Архангельска». Фото из открытых источников.
Крушение «Архангельска». Фото из открытых источников.

«Архангельск» принадлежал коммерсанту Александру Яковлевичу Щитову, и внимание публики и властей естественным образом сконцентрировалось на его пароходстве. Газетчики выяснили, что это не первый случай с судами его компании, которая пользовалась «опасной репутацией». Жители Охты неоднократно подавали заявления «куда следует» с жалобами на состояние щитовских пароходов.

В частности, за год до трагедии чиновники проверяли тот самый «Архангельск», и было установлено, что суденышко и сконструировано-то некачественно: «Вес крыши парохода не соответствует весу корпуса, а гораздо тяжелее его, и потому пароход рискует ежеминутно перевернуться». Однако Щитов продолжал эксплуатировать судно, надеясь на то, что за две минуты пути с одного берега Невы на другой ничего не случится. «Архангельск», в сущности, эксплуатировался как паром...

Выживший шкипер служил в пароходстве Щитова уже три года. Он признал, что в условиях ледохода поступил так, как обычно поступали в невской акватории и он, и его коллеги: если льдина преграждала путь, то ее нередко таранили форштевнем. Однако на этот раз «айсберг» оказался сильнее, и произошла трагедия.

Пароходы Щитова загружались явно сверх нормы, и это тоже повлияло на исход. Журналисты получили по этому поводу следующий комментарий от уцелевших пассажиров: «...Субботний день - торопились к празднику домой... ну и набились на пароход... а он не выдержал. Старенький ведь пароход-то...». Выяснилось, что еще накануне «Архангельск» показал крен, но Щитов не отреагировал и не снял судно с линии.

Как рассвело, начали искать тела погибших. На пароходном турникете счет пассажиров производился за весь день, так что определить точное число севших в тот вечер на «Архангельск» не было возможности. Сам злополучный пароход извлекли из воды с помощью двух плавучих кранов.

Охтяне потребовали от городских властей учредить особую комиссию по расследованию причин трагедии и разорвать контракт с Щитовым «в виду его злоупотребления при пользовании своими правами и употребления никуда не годных пароходов». Потребовали также, чтобы подъемными работами занимались водолазы, нанятые городом, а не Щитовым, чтобы избежать подтасовок при расследовании. О трагедии доложили императору, была создана комиссия для осмотра всех пароходов Щитова.

Погибших похоронили в братской могиле на Большеохтинском кладбище. Тех, чьи семьи остались без средств, охтинское общественное управление погребло за свой счет. Чтобы помочь семьям погибших, собирали средства, в том числе проводили благотворительные спектакли. Как сообщала редакция «Петербургской газеты», пять рублей поступило от некоей Симочки, а Николай II пожертвовал пять тысяч рублей через своего флигель-адъютанта полковника Воейкова.

Виновными в трагедии признали членов команды «Архангельска», а судовладелец Щитов отделался гражданскими исками. Спустя десять лет, в 1917-м, он по-прежнему промышлял судоходством, да еще и владел четырехэтажным доходным домом на Большой Посадской, 3...

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.