«В столичном городе, центре, где жизнь бьет ключом, среди белого дня, в нескольких саженях от берега, тонет пароход, набитый людьми... На глазах невольных, пораженных ужасом зрителей, происходит потрясающая, способная свести с ума, картина гибели нескольких десятков человек...» Так в первые дни апреля 1907 года отзывалась о произошедшей на Неве катастрофе «Петербургская газета».
Трагедия произошла вечером 7 апреля. От пристани напротив Пальменбахской улицы (ныне ул. Смольного) отчалил переполненный пассажирами пароход «Архангельск». Он направлялся на другой берег Невы к Охтинскому вокзалу Ириновской железной дороги, который находился на пересечении современной Свердловской набережной и Панфиловой улицы. Напомним, Большеохтинского моста через Неву тогда еще не было - он был заложен лишь в 1909 году...
«Адская погода, усилившийся ветер и падавший густой осенний снег застилали от глаз показавшиеся льдины, которые гнало из Ладожского озера. К тому же усилилась темнота. Старой конструкции и довольно ветхий пароходик, который бросало как щепку, едва достиг фарватера, как налетел на огромную льдину», - описывал газетчик обстоятельства катастрофы.
Сила удара была такова, что пароход по инерции почти выскочил на поверхность злополучной льдины, накренился, затем перевернулся и буквально за минуту затонул, унеся с собой жизни всех тех, кто попросту не успел выбраться наружу. В отчаянной попытке доплыть до берега люди хватались друг за друга, тем самым топили сами себя.
«Успевшие броситься в воду и затем показаться на поверхности были частью задавлены и затерты льдинами», - сообщал газетчик. Спаслись те, кто ухитрился вскарабкаться на них. Погибли около шестидесяти человек, и лишь тринадцать выжили - благодаря помощи, подоспевшей с находившихся в акватории пароходов...
«Архангельск» принадлежал коммерсанту Александру Яковлевичу Щитову, и внимание публики и властей естественным образом сконцентрировалось на его пароходстве. Газетчики выяснили, что это не первый случай с судами его компании, которая пользовалась «опасной репутацией». Жители Охты неоднократно подавали заявления «куда следует» с жалобами на состояние щитовских пароходов.
В частности, за год до трагедии чиновники проверяли тот самый «Архангельск», и было установлено, что суденышко и сконструировано-то некачественно: «Вес крыши парохода не соответствует весу корпуса, а гораздо тяжелее его, и потому пароход рискует ежеминутно перевернуться». Однако Щитов продолжал эксплуатировать судно, надеясь на то, что за две минуты пути с одного берега Невы на другой ничего не случится. «Архангельск», в сущности, эксплуатировался как паром...
Выживший шкипер служил в пароходстве Щитова уже три года. Он признал, что в условиях ледохода поступил так, как обычно поступали в невской акватории и он, и его коллеги: если льдина преграждала путь, то ее нередко таранили форштевнем. Однако на этот раз «айсберг» оказался сильнее, и произошла трагедия.
Пароходы Щитова загружались явно сверх нормы, и это тоже повлияло на исход. Журналисты получили по этому поводу следующий комментарий от уцелевших пассажиров: «...Субботний день - торопились к празднику домой... ну и набились на пароход... а он не выдержал. Старенький ведь пароход-то...». Выяснилось, что еще накануне «Архангельск» показал крен, но Щитов не отреагировал и не снял судно с линии.
Как рассвело, начали искать тела погибших. На пароходном турникете счет пассажиров производился за весь день, так что определить точное число севших в тот вечер на «Архангельск» не было возможности. Сам злополучный пароход извлекли из воды с помощью двух плавучих кранов.
Охтяне потребовали от городских властей учредить особую комиссию по расследованию причин трагедии и разорвать контракт с Щитовым «в виду его злоупотребления при пользовании своими правами и употребления никуда не годных пароходов». Потребовали также, чтобы подъемными работами занимались водолазы, нанятые городом, а не Щитовым, чтобы избежать подтасовок при расследовании. О трагедии доложили императору, была создана комиссия для осмотра всех пароходов Щитова.
Погибших похоронили в братской могиле на Большеохтинском кладбище. Тех, чьи семьи остались без средств, охтинское общественное управление погребло за свой счет. Чтобы помочь семьям погибших, собирали средства, в том числе проводили благотворительные спектакли. Как сообщала редакция «Петербургской газеты», пять рублей поступило от некоей Симочки, а Николай II пожертвовал пять тысяч рублей через своего флигель-адъютанта полковника Воейкова.
Виновными в трагедии признали членов команды «Архангельска», а судовладелец Щитов отделался гражданскими исками. Спустя десять лет, в 1917-м, он по-прежнему промышлял судоходством, да еще и владел четырехэтажным доходным домом на Большой Посадской, 3...
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.