Найти тему
VOARA

Этнокультурный туризм: хорошо или плохо? На примере Республики Карелия.

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с туристической деятельностью. Развитие этнокультурого туризма является очень актуальным вопросом.

Важным элементом в развитии региона является то, что сейчас создаются различные этнокультурные элементы, не связанные с реальной историей региона и это является большой проблемой. Можно классифицировать элементы по такому принципу:

1) элементы, связанные с реальной историей региона, исторической области;

2) новые формы этнокультурных компонентов;

3) этнофутуристические[1] элементы.[2]

Художник Юрий Лисовский
Художник Юрий Лисовский

В рамках проекта «Калитка» (CBC) KA4007_411/2017 автором было выполнено социологическое исследование в виде анкетного опроса. Опрос проводился в сети Интернет на платформе Google Forms среди жителей Карелии, некоторых регионов Центральной и Северо-Западной части РФ, а так же ближнего зарубежья, в частности Финляндии, Эстонии, стран СНГ и других. Общее число респондентов – 250 человек.

Более подробное исследование можно прочитать в материале "Морозов А.А. Гастрономический туризм на Северо-Западе России (на примере Республики Карелия) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15, N 5. – С. 851 – 869. https://DOI.org/10.24891/ni.15.5.851"

На рисунке 1 представлены ответы респондентов на вопрос «В настоящее время чаще стали появляться новые туристско-развлекательные объекты, не связанные с историческими культурными элементами региона. Что для Вас важнее в данном случае?».

Рис. 1. Ответы респондентов относительно новых и старых форм этнокультрных элементов, % (источник: составлено автором). Патент: Св. №2019621021 «Гастрономический туризм в Республики Карелия в оценках населения».
Рис. 1. Ответы респондентов относительно новых и старых форм этнокультрных элементов, % (источник: составлено автором). Патент: Св. №2019621021 «Гастрономический туризм в Республики Карелия в оценках населения».

Ответы показали, что разницы между жителями Карелии и не жителями Карелии, а так же молодыми и более взрослыми респондентами, нет. Данная проблема начинает нарастать и связана прямо с защитой коренных культур региона.

Сама степень вреда может быть разной. Рассмотрим несколько примеров. Первым примером может быть проект «резиденция карельского Деда Мороза Talvi Ukko» в п. Чална.

-4

Данный проект является многофункциональный и сам «карельский Дед Мороз» не единственный его элемент. Несмотря на то, что такого персонажа в карело-финской и вепсской мифологии не было, он не наносит сильного вреда. Он вливается в этно-культурный слой территории северо-запада России. По крайней мере, пока не вытесняет другого, связанного с реальной историей и мифологией региона персонажа – «Паккайне» из г. Олонца.

-5

Есть вероятность, что в связке эти персонажи могли бы составить неплохой этно-культурный продукт при выделении важности «Олонецкого купца».

Второй пример – древнерусская крепость в Приладожье и на берегу Онежского озера.[3] Какое отношение это относится к Карелии, не понятно. На территории Респ. Карелия не было никогда древнерусских крепостей. Крепость в Олонце, Кореле относились именно к постройке карелами.

Проект
Проект

В Олонце можно заметить, что православный храм находился за стенами крепости, это является отличительной чертой. Тот вид, который хочет навязать местным жителям и туристам ответственная группа людей («Северная сказка»), является ошибочным. Причём, нет никакой проблемы сделать крепость карел или финнов, почему была выбрана именно древнерусская, не понятно. Более того, проект, от части, был поддержан правительством Респ. Карелия, что тоже остаётся странным решением. Такие проекты наносят колоссальный вред этнокультурной составляющей региона и его истории.

Олонец
Олонец

Значительным элементов является то, что владельцам гостевых домов, туроператорам, ивент-менеджерам, бизнесменам и прочим лицам, задействованным в туристической деятельности Карелии следует основывать свои новации на реальных исторических элементах региона, а не на выдуманных продуктах, несмотря на то, что и новые продукты интересны туристам. Однако с точки зрения защиты уникальных культур северо-запада России, это является безалаберным поступком.

[1] Этнофутуризм – интеграция элементов культуры коренных народов в современную жизнь. Например, рок-музыка на карельском языке и с элементами народных инструментов.

[2] Морозов А.А. Национально-территориальная идентичность как фактор развития туризма в регионе: топонимика и этнофутуризм в Карелии / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Изд. дом Финансы и кредит. Июнь 2016, 6 (339). С. 57-72.

[3] Онлайн-журнал «Черника». Карелия ищет миллиард. На древнерусские муляжи в Приладожье. URL: https://mustoi.ru/kareliya-ishhet-milliard-na-drevnerusskie-mulyazhi-v-priladozhe/

#русский север #финно-угры #карелия #туризм в россии #история