Снижение спроса, дефицит сырья, работа в ночную смену, нехватка сотрудников, падение курса рубля — это лишь немногие проблемы, с которыми сейчас сталкиваются российские бизнесмены. Редакция «Своего дела» расспросила предпринимателей о том, как они подстраиваются под новые условия, какие плюсы они видят в сложившейся ситуации и кто должен как можно скорее протянуть руку помощи
Юрий Левитас, совладелец и генеральный директор Black Star Burger:
«В наших точках спрос снизился на 30–40 %. В заведениях некоторых игроков рынка, с которыми я знаком, — на 70–80 %. Мы стали больше рассказывать на сайте и в социальных сетях о возможности заказать бургеры на дом. Запустили акции: предлагаем 20%-ю скидку на фирменные бургеры и при заказе одного бургера дарим второй.
Но тех, у кого доставка не была развита до кризиса, она вряд ли спасёт. Да, она может увеличиться примерно на 20 %, но за счёт этого дело не выживет. До пандемии мы доставляли продукт по трём каналам: использовали два агрегатора и кейтеринг. Планируем запустить ещё собственную службу.
Лучшее, что можно придумать в такой ситуации, — на время освободить бизнес от налогов, арендной платы и всех других расходов.
19 марта правительство России на три месяца освободило малый и средний бизнес от уплаты страховых взносов, а также отсрочило арендные платежи для тех, кто снимает государственное и муниципальное имущество
В самом крайнем случае дать возможность закрыться до окончания карантина, потому что не у всех получится перестроиться. Например, в дорогие рестораны ходят не только ради еды, но и чтобы провести переговоры в удобной обстановке или, к примеру, побыть с любимыми людьми. Сейчас на этом стараются экономить.
В чрезвычайной ситуации только государство может заметно смягчить удар по бизнесу. Предпринимателям такое не под силу».
Евгения Белонощенко, основательница сети центров развития для детей «Бэби-клуб»:
«Раньше нам никак не удавалось придумать дистанционный формат работы с маленькими детьми. Как только мы поняли, что клиенты заволновались и начали уходить из клуба, сразу нашли выход. За день команда придумала две онлайн-программы: прямую трансляцию и видеоролики. Сейчас мы тестируем обе: выбираем, что лучше работает. Даже почувствовали себя медиакомпанией. Дополнительного оборудования, кроме рекордера, покупать не потребовалось. Если будут проблемы со звуком, приобретём микрофоны.
Кажется, мы в таком бодром темпе давно не работали. У меня в жизни было много трудностей, поэтому я отношусь спокойно к происходящему. Конечно, ситуация с коронавирусом застала всех врасплох, и мы пока пытаемся понять, куда двигаться дальше. Возможно, придётся снизить стоимость услуг, чтобы клиенты продолжили у нас заниматься. Но я не исключаю, что цены всё-таки останутся прежними, даже несмотря на то, что занятия теперь проходят в интернете. Ведь инструктор делает ту же самую работу».
Советы и сервисы, которые помогут организовать работу и не потерять клиентов
Елена Шифрина, основательница бренда полезных снеков Bite:
«Мы видим сумасшедший спрос на нашу продукцию. Это объяснимо: из-за пандемии люди скупают дезинфицирующие средства, медицинские маски и продукты, которые долго хранятся. Продажи наших снеков увеличились в два раза. Мы этому безмерно рады, но в то же время из-за курса доллара и карантина сырьё сильно подорожало и стало дефицитным. Пока наш товар скупают по старым ценам, дальше нам придётся их поднять на 25–30 %.
Сейчас мы работаем в две смены. Доплачиваем сотрудникам, если они выходят ночью, и набираем новых. У нас есть список соискателей, которые ранее уже были на собеседованиях, обзваниваем их и размещаем вакансии на сервисах для подбора персонала».
Элеонора Мовсисян, совладелица сети салонов красоты Nail Sunny:
«Поток клиентов упал на 30 %. Чтобы мастера не теряли заработок, мы начали переводить их на удалённую работу: они либо ездят к клиентам сами, либо принимают их у себя дома. К счастью, бухгалтерская программа, интернет-банкинг и рабочий чат доступны с любого гаджета. Стараемся рассказывать клиентам о возможности сделать маникюр на дому: делаем посты в соцсетях, клеим объявления на двери салона.
Наши сотрудники, как и раньше, носят маски, перчатки и бахилы. Дополнительно начали включать кварцевые лампы, которые можно использовать в присутствии людей, и увеличили запас кожных бесконтактных дезинфекторов. До карантина мы проводили редизайн некоторых наших салонов. Пока решили это прекратить, чтобы минимизировать расходы».
Дмитрий Кибкало, сооснователь «Мосигры» и футбольной школы «Метеор»:
«Предпринимателю нужно ответить на два вопроса: какую потребность людей он удовлетворял до кризиса и как сейчас продолжать это делать. Хочу подчеркнуть: следует думать не о том, как снова сделать то же самое, а об ожиданиях клиента. Возможно, придётся быстро перестраиваться.
Например, футбольная школа закрывает две потребности: развитие ребёнка и свободное время родителя. Из-за пандемии эти потребности стали ещё более актуальными: дети перестали ходить в школу, а родители продолжают работать. Но вести ребёнка туда, где много людей, стало опасно. Поэтому мы придумали онлайн-занятия с мячом, которые можно проводить у себя в комнате. Пока записываем ролики, дальше будем пробовать прямые эфиры с тренером. Серьёзных вложений на запуск такого формата не потребовалось. Главной задачей был поиск подходящей программы для записи и монтажа видео.
Нужно время, чтобы поэкспериментировать и понять предпочтения детей и родителей. Цена дистанционных занятий, скорее всего, будет ниже, но точно говорить не буду, так как на следующей неделе ситуация в стране и мире может поменяться».
На безопасном расстоянии: как организовать мероприятие в интернете