Найти тему

Заказчик не вправе требовать в заявке показатели используемого товара

Практика по закупкам

Согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2020 года, в заявке на участие в закупке можно требовать указать показатели поставляемого заказчику товара, в том числе которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг.

Ранее до поправок Закон № 44-ФЗ использовал формулировку «используемого товара», что позволяло заказчикам требовать в заявке характеристики товара, который используется при оказании услуг (выполнении работ).

Однако на практике ряд заказчиков, объявляя закупку после 1 января, по-прежнему устанавливали требование о предоставлении в составе заявки показателей используемого товара при выполнении работы или оказании услуги.

Так, например, при закупке на оказание клининговых услуг, услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, текущему ремонту заказчики устанавливали требование о предоставлении в составе заявки показателей используемого товара.

Не сразу контрольные органы в сфере закупок стали фиксировать такое условие документации как нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, Московское областное УФАС России при рассмотрении жалобы от участника закупки не зафиксировало такое требование в документации как нарушение Закона № 44-ФЗ, хотя это требование заказчика уже не соответствовало действующей редакции Закона № 44-ФЗ на момент публикации извещения о закупке (Решение от 14.02.2020 по делу № 50/06/4132эп/20). https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1991517

Санкт-Петербургское УФАС России также не заметило, что заказчик установил требования к содержанию заявки, которые не соответствуют Закону № 44-ФЗ (Решение от 25.02.2020 по делу № 44-1106/20). https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1993826

Центральный аппарат ФАС России при рассмотрении аналогичной ситуации сделал вывод, что документация об аукционе содержит неправомерные требования об указании участником закупки в заявке показателей используемого товара при оказании услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий (Решение по делу № 20/44/105/294 от 20.02.2020). https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1992494

Такая же позиция была высказана ведомством на совещании посредством ВКС https://fas.gov.ru/p/videos/2639.

Вот ряд аналогичных решений территориальных органов ФАС России, согласно которым нельзя требовать от участника закупки указать в заявке характеристики товара, если такой товар используется при выполнении работ/оказании услуг:

- Решение Ставропольского УФАС России от 13.03.2020 по делу № 026/06/64-615/2020 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2003170

- Решение Московского областного УФАС России от 03.03.2020 по делу № 50/06/6339эп/20 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1995516

- Решение Краснодарского УФАС России от 24.03.2020 по делу № 023/06/67-1482/2020 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2001382

Однако, в практике территориальных органов ФАС России встречаются и противоположные решения:

- Решение Якутского УФАС России от 26.03.2020 по делам №№ 014/06/59-721/2020, 014/06/59-722/2020, 014/06/59-723/2020 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2002102

- Решение Московского УФАС России от 24.03.2020 по делу № 077/06/57-5265/2020 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2002064

- Решение Самарского УФАС России от 25.03.2020 по делу № 269-12331-20/4 https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2002022