В предыдущей статье "Самолеты ВВС Северного флота. МБР-2." было немного рассказано про подразделения ВВС Северного флота, в составе которых в годы Великой Отечественной войны были летающие лодки МБР-2, разработанные в ЦКБ Бериева Г.М.
Поэтому я решил продолжить тему гидросамолетов, и рассказать еще об одном представителе летательных аппаратов такого типа - ГСТ (гидросамолет транспортный).
Под таким названием в 1939 и 1940 годах в Советском союзе строилась лицензионная копия американского самолета PBY "Catalina".
Не смотря на то, что лицензия у американцев приобреталась на гражданский вариант этой летающей лодки, эта машина уже изначально рассматривалась как дальний разведчик и морской бомбардировщик и только потом - как гражданский самолет. Доработкой конструкции и приспособлением ее к отечественным материалам и технологиям занималось всё то же конструкторское бюро Бериева Г.М. Производство было налажено на заводе № 31 в Таганроге.
На ГСТ устанавливалось четыре пулемета ШКАС (7,62 мм) и предполагалась установка шести бомб (до ФАБ-500).
Кроме передачи гидросамолетов ГСТ в военно-воздушные силы (на Черноморский и Северный флот), их так же поставляли для Полярной авиации Главного управления Северного морского пути и управлениям гражданской авиации в Сибири и на Дальнем Востоке (под наименованием МП-7).
По имеющимся данным, на начало Великой Отечественной войны, в составе ВВС Северного флота было 7 летающих лодок ГСТ. Все они были в составе 118-го МРАП (с 1943 года - 118-й РАП ВВС СФ).
По имеющимся у меня данным о потерях ВВС северного флота, к июлю 1942 года было потеряно пять самолетов ГСТ: три самолета было сбито в июне-июле 1941 года истребителями противника; один самолет в сентябре 1941 года был поврежден о подводные камни при высадке спецгруппы (как я понял - в тылу противника) и в дальнейшем взорван; и один ГСТ был расстрелян подводной лодкой противника и затонул.
Судьба остальных ГСТ мне не известна. Хотя, по данным сайта авиару.рф, один гидросамолет ГСТ дослужил до конца войны в составе 16-го ТрАО (транспортного авиаотряда) ВВС Северного флота.
В дальнейшем, из-за прекращения производства ГСТ, на Северный флот, в полки, на вооружении которых стояли гидросамолеты (МБР-2, Че-2, ГСТ), стали поставляться летающие лодки "Каталина" уже американского производства.
К концу войны летающие лодки "Каталина" числились в 118-ом РАП, 44-ом, 53-ем и 54-ом САП и в 20-ой ОАЭ ВВС Северного флота.
Если быть более точным, то, как правильно указал в комментарии к этой статье Дмитрий Бубнов, это были летающие лодки PBN-1 "Nomad" , являвшиеся значительно модифицированным вариантом PBY "Catalina".
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в статье сведения, я буду только рад! Особенно мне будут интересны фотографии самолетов, и именно из Заполярья.
Спасибо!